Вэнди Берлинер, британская журналистка, удостоенная премии British Media Award, CEO образовательной компании Education Media Centre и писательница, использует данные научных исследований для того, чтобы доказать, что одаренных детей не существует. Вернее, что одаренным может стать любой ребенок.
Совсем недавно мир лишился выдающегося математика — на 40-м году жизни скончалась единственная женщина-обладательница Медали Филдса (эквивалента Нобелевской премии в математике) Мариам Мирзахани. Родилась в Иране, подростком начала выигрывать золотые медали на олимпиадах по математике и стала профессором Стэнфордского университета в 31 год. И все, конечно, подумали, что такой человек был гением с рождения, считал в уме еще в пеленках и так далее. На деле же мы видим, что детство Мариам было достаточно ординарным, кроме небольшого периода ирано-иракской войны, которая закончилась, когда девочка завершила обучение в начальной школе. Семья из среднего класса, трое детей, правда, достаточно элитная женская школа в Тегеране. В которой девочка не особо интересовалась математикой, прямо скажем, что несколько лет в средних классах, она показывала довольно посредственный уровень. Зато она интересовалась чтением и читала все подряд. Но однажды старший брат похвастался тем, что он решил очень сложную математическую задачу из журнала. Объяснение очаровало Мариам и с тех пор математика стала ее страстью. Был ли ее бэкграунд необычным? Нет. Многие нобелевские лауреаты ничем не блистали в детстве. Вспомните знаменитую историю Эйнштейна. Его еле взяли в цюрихский Политехнический институт — он провалил общий тест, только из-за исключительных результатов по физике и математике для него сделали исключение. И на работу в Швейцарское Патентное бюро его не взяли, потому что он плохо разбирался в технологии машиностроения. Представьте себе, что в 1921 году Льюис Терман протестировал 1470 юных калифорнийцев и наблюдал за успехами лучших, тех, у кого были наивысшие показатели IQ. И никто из них не добился ничего выдающегося в сфере науки. А вот два парня, которых Терман отсеял, Луис Альварес и Уилльям Шокли, стали нобелевскими лауреатами по физике.
Как вы уже догадались, дело не в высоких показателях интеллекта. Ученые утверждают, что мозг пластичен, и IQ — это непостоянная величина. Если вы в пять лет читаете «Гарри Поттера», это не значит, что вы будете лучшим выпускником школы. Профессор Дебора Эйр говорит, что согласно новым исследованиям в нейробиологии и физиологии, каждый человек, если только у него нет серьезных нарушений, может достичь того уровня, который школа обычно называет «одаренностью». Единственное, что для этого нужно — обучить ребенка правильному подходу к учебе и выработать у него три ключевых навыка: любознательность, настойчивость и умение упорно работать. И поддерживать этот труд надо и в школе, и дома. Профессор Андерс Эрикссон, исследователь психологии образования из Университета Флориды, проводил исследование, начавшееся еще в 1980-х годах, изучая успехи респондентов в различных сферах: от музыки и спорта до памяти и внимания. Так вот, он утверждает, что врожденный талант не есть основополагающим для блестящих достижений. Практика, практика и еще раз практика! Особенно интересно то, что Эрикссон предлагал студентам разных уровней развития памяти специальные мнемонические упражнения и через некоторое время они обогнали тех, у кого острая память считалась врожденным даром.
Бенджамин Блум, знаменитый американский педагог, в результате своих исследований, проведенных в 1980-е годы, пришел к выводу о том, что поддержка семьи фундаментальна для того, чтобы ребенок достиг блестящих результатов. Группа сотрудников Блума наблюдала за людьми, достигшими высокого уровня мастерства в различных видах деятельности: балет, плавание, теннис, математика, скульптура, неврология, и опрашивала не только их самих, но и их родителей. Блум обнаружил, что все родители поддерживали детей, особенно в тех сферах, которые нравились им самим. То есть «гениев» заинтересовали в детстве сами родители тем, что нравилось им самим, родители же передали детям и крепкую рабочую этику.
Конечно, то, что есть люди, которые рождаются с даром — бесспорно, но в основе блестящих результатов лежит не столько этот дар, сколько те привычки и навыки, которым можно научить. Дебора Эйр и ее коллеги выяснили, от того, например, поддерживают ли родители интерес к чтению у дошкольников, зависит их уровень успеваемости в школе. Те, для кого книга — лучший подарок (и друг), чаще становятся отличниками не только в первые годы школы, но и вплоть до средних классов. И если вы думаете, что умниками могут стать только дети из семей, которые в состоянии материально поддержать стремления и интересы ребенка, то вы ошибаетесь. Ученые Оксфорда опросили 3000 человек, которые достигли успеха несмотря на трудности: половина из них получали бесплатные обеды в школе как дети из малообеспеченных семей, более половины жили в неполной семье, четверо из пяти проживали в неблагополучных районах. Что дало надежду этим детям? Присутствие в их жизни взрослых родственников (не обязательно ближайших) или людей, которые занимались ребенком (учителя, другие значимые взрослые), которые высоко ценили образование и поддерживали ребенка в учебе. Они говорили детям о том, что надо стараться, много работать в школе, внимательно слушать в классе.
Эйнштейн, который для нас стал воплощением гения, был любознательным и целеустремленным. Он не отступил перед отказами и неудачами в юности. Считал ли он себя гением или одаренным человеком? Нет. Он говорил так: «Я не такой уж и умный, просто я дольше останавливаюсь на проблеме. Многие люди говорят, что это интеллект делает человека великим ученым. Они не правы: дело в характере».
А что же Мирзахани? Ее публикации показывают нам портрет ученой, у которой несомненно были любознательность, страсть к своему предмету и напористость. Один ее комментарий подводит итог наших размышлений: «Конечно, самый яркий момент — это момент открытия, момент, когда ты понял что-то новое, чувство, что ты поднялся на вершину горы и видишь все ясно и четко. Но большая часть занятий математикой для меня — это как долгое восхождение по склону, где нет тропинки, и которому не видно конца». Тропинка, все же привела ее к вершинам математики за время такой короткой жизни. А это звучит как подтверждение сильного характера. Возможно, этот характер и есть главный дар?