Это интервью описывает проблемы подростков в США. Однако вопросы, которые в нем поднимаются, общие для всех стран и будут интересны и нашим читателям
Психолог и автор трех книг Леонард Сакс бьет тревогу — зависимость от смартфонов и видеоигр приводит к отупению школьников. Сайт Fatherly расспросил ученого о том, что делать родителям в таком случае.
В одном из интервью вы говорили, что мальчики теперь медленнее развиваются. Что вы имеете в виду? По каким показателям мальчики недостаточно развиты?
В первую очередь мы видим это по их академической успеваемости. Есть растущий гендерный разрыв. В 1980 году, Национальный фонд искусств исследовал американских тинэйджеров, спрашивая, кто из них читает для удовольствия в своё свободное время. В то время был небольшой отрыв в пользу девочек, которые были больше склонны к чтению. Недавно было опубликовано новое исследование на тему чтению, и на этот раз разрыв превратился в пропасть. Девочки стали читать немного меньше. Но мальчики – во всех регионах, вне зависимости от расы и уровня дохода, перестали читать совсем. Богатые родители думают, что они выше этого, но это не так.
В прошлом году в США среди выпускников университетов было 57% девушек, также в два раза больше девушек закончили учёбу с отличиями. А ведь всего сорок лет тому назад мужчины были в уверенном большинстве среди выпускников с отличиями. На курсы повышения квалификации поступает значительно больше девочек, чем мальчиков, во всех сферах. Также среди тех, кто бросает учебу в университете, сегодня большинство мужчин.
Почему это происходит?
Мальчики отдаляются от привычных ценностей. Они считают, что успеваемость в школе это не круто и не по-мужски.
Вы часто упоминаете, что видеоигры – это большая часть проблемы. Какая их роль в этом?
Видеоигры смещают мотивацию. Ученые обнаружили, что если время за видеоиграми превышает шесть часов в неделю, есть негативная корреляция между видеоиграми и академической успеваемостью. У ребенка, который проводит 20 часов в неделю за видеоиграми, успеваемость намного ниже, чем у того, кто проводит за ними пяти часов в неделю.
Это не удивительно. Но к чему это приводит?
К смещению. Это значит, что они не успевают заниматься другими делами. Не успевают даже выспаться. И конечно же, не успевают учиться. Они больше заинтересованы в том, чтобы пройти новый уровень в очередной стрелялке, чем поучить хорошую оценку по грамматике. И если успехи в видеоиграх могут повысить статус в их компании, то высокие оценки в школе могут его даже снизить.
И как родители должны исправлять это?
Вы также подчеркиваете опасность чрезмерного употребления мальчиками лекарств….
В Америке наблюдается бум выписывания детям препаратов амфетамина и метилфенидата. Все эти лекарства, в случае приема молодежью, могут повредить мотивационный центр мозга. Я видел 27-летнего парня, который проводит большую часть своего времени за видеоиграми и просмотром порно. У него нет ни карьеры, ни девушки. Это новая норма. С 9 до 17 лет этот парень был на Риталине. Могу ли я сказать с уверенностью, что это из-за лекарств? Нет. Но у нас есть очень надежные исследования, предполагающие, что эти вещества вредят мотивации.
К чему вы ведете?
В Америке детям прописывают лекарства в 14 раз чаще, чем в Великобритании. Во всей Франции меньше детей на препаратах от СДВГ, чем в одном Бостоне. Когда дети начинают принимать лекарства и приходят в школу, учителя такие «Совсем другое дело!» Но это неправильно! Как правило, они с помощью лекарств компенсируют недосыпание. Большинству тинэйджеров необходимо 9 часов сна. Это широко известно во всем мире, но полностью пренебрегается американскими родителями.
Так как же родители могут помочь мальчикам?
Им нужно не бояться делать свою работу, пресекая протесты детей в случае необходимости. Это ненормально, что дети берут телефоны в постель. Забирайте их в 9 вечера и отдавайте утром. У британских детей тоже есть телефоны, как и у американских, но спят эти дети дольше, как американцы 20 лет тому. Причина? Британские дети не держат телефоны в спальне.