Разные причины побуждают родителей однажды констатировать:
Мой ребенок не может находиться в школе,
– и организовать ему домашнее обучение.
Наша с дочкой персональная история заключается в том, что мы не пошли в школу изначально. Все в семье знали, что будет именно так – и поддержали наше решение, спасибо им за это.
Дело в том, что школа не нравилась мне в моем детстве, не нравилась она и двум старшим дочерям. Я не видела пользы для своих детей от ежедневного обязательного посещения школы – разочаровали результаты.
Кроме того, наблюдая за младшей, за ее увлеченным погружением в работу или изучением чего-то нового (ее нельзя отвлекать в такие моменты, будет катастрофа), за ее манерой воспринимать информацию (когда кажется, что она не здесь, отстранена, или удостоит одним беглым взглядом – и опять займется своим делом, а потом оказывается, что она многое запомнила, зафиксировала и пользуется в своем творчестве), наблюдая за ее потребностями в подвижности, желании быть почаще во дворе, ближе к природе, – я понимала, что от школы будет больше вреда, чем пользы. И будет еще сложнее, чем со старшими дочерями.
Выходит, она сама подготовила меня к домашнему обучению. Она мой учитель, я так и воспринимаю ее.
Мне часто задают вопросы: как забрать ребенка из школы? Можно ли так делать? Опишу коротко.
Просто забрать ребенка и не ходить в школу – не вариант.
Есть такой термин в педагогике "педагогическая запущенность", догадались, о чем он? Любящие родители этого не допустят. Заниматься с ребенком надо, где бы он ни учился – в школе, дома, в группе единомышленников и так далее.
К тому же, куда деться родителям от ответственности за ребенка и перед законом?
Я верю, что именно ответственные и осознанные родители задаются вопросом, обозначенным в заголовке.
Сразу скажу: да, это возможно – забрать ребенка из школы. Для этого нужно:
найти школу с дистанционной формой образования или экстернат;
продумать процесс обучения;
перевести документы из вашей школы в выбранную;
придерживаться плана.
Теперь подробней о каждом пункте.
Такие школы не часто, но встречаются.
Что такое дистанционная форма обучения? Ребенок учится на расстоянии от школы, даже в другом городе или государстве – а школа обеспечивает контроль знаний и юридический статус, то есть аттестат государственного образца.
Некоторые еще и обеспечивают получение знаний на расстоянии, например, с помощью интернета.
Каждая школа со своими особенностями и требованиями.
При поиске подходящей вы всё подробно узнавайте из первых рук, непосредственно от администрации каждой школы, так как эти данные могут меняться из года в год.
Прежде всего, узнайте в своей нынешней школе – может, они согласятся на такой вариант или предложат другую альтернативу, приемлемую для вас.
Есть хороший интернет ресурс со всеми рекомендациями, советами, списком школ, лояльных к домашнему обучению, – doinua.org.
С каждым годом открываются новые возможности и новые школы, или действующие образовательные заведения открывают возможность дистанционного обучения.
Ответственность и контроль за качество знаний – полностью на родителях.
Это и вдохновляет, и пугает. Через год, обнаружив результаты, страх у меня прошел, а вдохновение с каждым шагом растет.
На родительские плечи ложится много забот: организовать, увлечь, реализовать, подготовить – жизнь становится насыщенной событиями.
Сложности в соблюдении: режим дня, учебный план, равномерность нагрузок.
Родитель, помимо своей воли, становится более собранным, целеустремленным, ответственным – а ребенок за ним подтягивается. Вместе учимся доводить дело до конца, работать рациональней, коммуницировать друг с другом и другими людьми.
О том, какой объем информации на нас обрушился за год (только один, первый год) здесь не буду писать – это отдельная тема.
Итак, как лично вы организуете процесс обучения своему ребенку – выбирать только Вам:
прибегнете к помощи педагога/-ов или справитесь сами;
где будет проходить основная часть обучения: дома, в самоорганизованной группе единомышленников, в организованной альтернативной школе;
какие конкретные методики, учебники, материалы будете использовать – можно советоваться с педагогами, родителями, учениками;
когда, сколько времени займет обучение, в какие дни – это тоже надо заранее продумать, чтобы обеспечить равномерную нагрузку в течение учебного года (и даже каникул), и чтобы правильно составить расписание на неделю, учитывая занятия спортом, дополнительные интересы и увлечения (осваиваем логистику и тайм-менеджмент).
Перевести документы из вашей школы в выбранную или собрать нужные документы для поступления.
Подробней узнавайте у администрации школы.
Для поступления обычно нужны заявление, медицинская справка, ксерокопия свидетельства о рождении.
Сами понимаете, одно дело – задумать, и совсем другое – осуществить. Будут трудности, препятствия, испытания, но все можно преодолеть, если есть желание идти по этому пути.
Прежде всего, родителям должна нравиться и подходить выбранная форма обучения, школа, учитель, материалы – тогда и ребенку все это подойдет. Если же есть недовольство системой, учителем или чем-либо еще – ребенок "считывает" это состояние близких, и учеба не в радость, и мотивация на нуле.
Мы первый класс прошли группой из шести детей с мамами.
До начала учебного года между мамами распределили зоны ответственности: по 1-2 человека на школьный предмет (математика, грамота, украинский язык, природа).
Английский преподает профессиональный педагог.
Мамы – не профессионалы, у каждой есть своя деятельность, работа, у многих маленький ребенок.
Но мы, мамы, как ни один профессионал, знаем и чувствуем своих детей. Если они не воспринимают материал, задаемся вопросом "что происходит?" – им скучно, не интересно, слишком сложно или заумно, устал, плохо себя чувствует? Причин может быть масса.
Изначально были обозначены приоритеты:
во-первых, поддерживать и разжигать живой интерес к познаниям, к изучению нового, строить мотивацию к обучению на имеющейся у каждого человека жажде знаний;
во-вторых, оптимизировать все обучение с целью минимизировать время в пользу занятий спортом и других интересов, подвижных и свободных игр, прогулок, путешествий.
Скоро мы поняли, что смена уроков в один день не дает продуктивных результатов – и перешли к системе погружений в один предмет эпохами-периодами в 2 недели.
Дальше задумались, как в этот период напоминать, вспоминать остальные предметы и одновременно построить все обучение на интересной и полезной деятельности.
Так из 3-х встреч в неделю по часу произошли проекты.
И теперь я считаю, что проектная деятельность – самый подходящий для обучения метод.
Проект не ограничивается школьным предметом (обычно всегда нужно писать, читать, зарисовывать, оформлять, часто подсчитать, замерить, смастерить или начертить модель, прочее.) – можно подстроить ход занятий таким образом, чтоб охватить максимально широкий спектр вопросов.
Часто у детей возникают вопросы по ходу. И эти вопросы могут уходить далеко в старшие классы школьной программы – это хорошо! Стараемся объяснять, чтобы было понятно.
Больше деланья, проживания. Дети многое воспринимают образно, не стоит увлекаться логическими разъяснениями. Важный навык тренируется в работе с проектами: умение ставить цель и достигать ее, составлять план действий и придерживаться его.
А сколько положительных эмоций по завершению проекта и у детей, и у родителей!
В итоге, по времени проект длится 2 недели (3 встречи в неделю по часу-полтора, всего 6 встреч).
Проводим проекты по очереди: проходят 2 проекта – и наступает снова моя очередь. За этот месяц рождается новая идея для проекта, и есть время не спеша подготовиться.
По затратам. Учитель английского, общие закупки расходных материалов, учебной литературы, поездки на экскурсии, еда (сами готовили, иногда с детьми), праздники – все расходы делим поровну.
Обучать самому финансово выгодней. Дело даже не в экономии, а в рациональном использовании средств.
Время тратится интересно и, главное – не впустую, и тоже экономней.
Сил и энергии требуется много, но они восполняются новым вдохновением и ощущением свободы.
Обучение становится неразделимым со всей остальной жизнью. Едем в поход или в магазин, или планируем праздник – я уже примерно знаю, где может ребенок получить практический навык применения своим знаниям и умениям или научиться новому.
Понятно, что домашнее обучение – это время и работа для родителей. Но я могу себе позволить тратить свое время и силы на свои интересы.
Мои дети, их воспитание и образование – в моих интересах. Ведь мы – члены одной семьи.
Живите в радость, сами стройте свою жизнь!
Ольга Зеленина, руководитель центра обновления родительской культуры "Семечко", педагог художественной мастерской, педагог домашней школы и авторского курса "Подготовка к школе", специально для УП.Жизнь
Текст написаний у рамках освітнього вікенду "Діти. Освітній експеримент".