Родители хотят, чтоб их дети были успешными. Но учат моделям поведения, которые срабатывали у них и приводили к целям. Профессор Стэнфордского университета Эмма Сеппала и выделила 6 вредных установок про успех, которые закладываем детям, и которые отдаляют детей от успеха. И рассказала, как же правильно.
Трудно быть постоянно сосредоточенным. Исследования показывают, что наш ум спит половину времени нашего бодрствования. А летая в облаках, начинаем думать о прошлым или переживать за будущее, а это приводит к негативным эмоциям – гневу, жалости и стрессу.
Ум, который постоянно пытается сосредоточиться на будущем ("Как получить высокий бал и поступить в институт?"), подвержен большей тревоге и страху. Небольшой стресс мотивирует. Но долгосрочный, хронический стресс ухудшает здоровье, интеллектуальные способности, в том числе – внимание и память. Потому чрезмерное фокусирование на будущем снижает производительность.
Дети лучше учатся и чувствуют себя счастливее, когда они в моменте. А когда люди чувствуют себя счастливыми, способны быстрее учиться, мыслят творчески и легче решают проблемы. Исследования показывают, что ощущение счастья повышает нашу продуктивность на 12%. Положительные эмоции делают нас более устойчивыми к стрессу, помогая быстрее преодолеть вызовы и неудачи, и вернуться в строй.
Детям, конечно, нужно видеть конечную цель. Но вместо того, чтобы поощрять их гонку в выполнении всех задач на пути к цели, помогите сосредоточиться на текущей задаче или беседе.
Дети испытывают стресс с младшего школьного возраста, переживая об оценках. На них давят и требуют лучше учиться в школе. Наш взрослый образ жизни показывает детям, что стресс – обязательная часть успеха. Но мы истощены, перевозбуждены, и пьем алкоголь по вечерам, чтобы успокоиться. Не лучшая модель жизни, которую возьмут дети. Исследования показывают, что дети, родители которых выгорают на работе, больше сверстников предрасположены к выгоранию в школе, и это логично.
Рекомендую родителям учить детей быть стойкими в условиях стресса. Требования к работе и жизни нам не подвластны. Но научить методам медитации, йоги и дыхательных техник, чтобы лучше справиться с давлением, можем. Эти инструменты помогают детям научиться привлекать парасимпатическую нервную систему «отдохнуть и переключиться», в отличие от состояния «борьбы или полета».
Сегодня в западной культуре люди больше ценят волнения и бурные положительные эмоции, чем спокойствие, ценное для жителей стран Восточной Азии. В результате, дни наших детей расписаны по минутам, наполнены внеклассными занятиями, семейными выездами. А для бездействия времени не остается.
Позитивные волнения, веселье и поиск новых впечатлений прекрасны. Но с точки зрения физиологии работают как стресс, истощают. Иногда родители и не догадываются, что на внешкольные и семейные дела дети растрачивают энергию, так необходимую в другие моменты жизни, для решений других задач.
Исследования доказали: мозг генерирует блестящие идеи, когда мы в состоянии расслабленности, например, в душе. А значит, вместо чрезмерной организации и загрузки детей, лучше давать свободное время, которым они распорядятся сами - поиграют, будут читать, гулять с собакой или лежать под деревом, глядя в облака. Любое такое занятие приближает к более спокойной, мирной жизни. Наличие у детей такого свободного времени поможет быть более творческими и инновационными. И научит расслабляться.
Важно не перегружать детей, дать возможность самостоятельно играть, быть собой в мечтах и стремлениях, научить быть счастливыми. Быть, а не казаться.
Родители склонны определять детей их талантами и наклонностями, и это нормально: «математик», «дипломат», «художник». Но исследования показывают, что такой подход фактически ограничивает ребенка и тот в меньшей мере будет пробовать новое, в чем потенциально будет неплох. Например, ребенку-спортсмену сложнее выйти из этой зоны комфорта и попробовать себя в драматическом кружке.
Из-за этого ребенок более тревожно и подавлено справляется с неудачами или новыми вызовами, потому что само наличие препятствий воспринимается как «неуспех» в этой сфере.
Наш мозг настроен на познание и изучение нового. Хорошо учиться на своих ошибках, пока мы молоды. Поэтому кроме усиления сильных сторон, лучше научить ребенка пониманию, что он может научиться всему, стоить только захотеть. Дети оптимистично и даже с энтузиазмом примут новые вызовы, зная, что всего-то надо освоить новый навык. И легче отнесутся к неудачам.
Мы привыкли думать, что самокритика важна для самосовершенствования. Это важно, но невзначай учим детей быть слишком самокритичными. Родители могут сказать «Будь активнее», а ребенок воспримет как критику, особенно ребенок-интроверт.
Но исследования показывают, что самокритика – это само-саботаж, заставляет сосредоточиться на том, что не так с нами, уменьшая доверие к самим себе. Потому боимся неудач в работе, отказываемся от нового и принимаем плохие решения. Самокритичность приводит к беспокойству и даже подавленности при столкновении с переменами в жизни.
Родители, поощряйте в детях сочувствие к себе – умение быть другом себе, и во время неудач тоже, как относились бы к другу в такой ситуации. Так дети научатся не ругать и не терзать себя. Например, застенчивая девочка поймет, что быть застенчивой нормально, и надо развивать навык общения. Поставит маленькую, достижимую цель. И такое мышление приведет к успеху.
Наши социальные связи - это показатель нашего здоровья, счастья и даже долголетия. Положительные отношения с другими людьми необходимы для нашего благосостояния. Это влияет на наши интеллектуальные способности и успех.
Симпатия – одна из основ успеха. Выражая сочувствие родным, близким, создаете благоприятные отношения вместо зацикливания на себе, и это приводит к успех в долгосрочной перспективе. Пока не позволяете людям использовать вас.
Важно поощрять природные инстинкты детей заботиться о чувствах других людей, желания ставить себя на их место. Наш мир жесток. Он мог бы быть добрее, доноси мы детям, что конкуренция не стоит наших усилий.
Оригинал статьи psychologytoday.com