Существует множество видов среднего образования – школьного, семейного, дистанционного или смешанного.
Внутри каждого направления – десятки течений, новшества возникают каждый день. Однозначно прослеживается только тенденция к индивидуализации образования.
Небезразличные родители украинских школьников тоже активно ищут индивидуальные траектории в образовании. Многие учат детей в семье.
Некоторые мечтают об анскулинге. Но не все принятые в мире формы образования можно реализовать в Украине.
Давайте разберемся, в чем различия этих форм, каковы юридические ограничения и возможности для их реализации украинскими семьями.
Хоумскулинг – это обучение ребенка в семье силами родителей или других родственников, иногда с привлечением профессиональных учителей и наставников.
Основная особенность мирового семейного образования в том, что учебную программу и ее наполнение определяет семья ученика.
Например, в большинстве штатов США родители хоумскулеров выбирают, чему учиться и по каким учебным программам (curiculum).
При этом отчитываются перед аттестующими инстанциями через учет проведенной работы (только в штатах со строгим законодательством) и стандартизированное тестирование учеников 2-3 раза за всю школьную жизнь.
Оценки могут не выставляться вовсе, а могут выставляться "директором" семейной школы – то есть, одним из родителей.
Это вид семейного образования, когда родители не выбирают никакой учебной программы – а просто идут за познавательным интересом своего сына или дочери.
Это не означает, что ребенок не учится вовсе. Но скорость, глубину и профиль обучения выбирает ребенок, а родитель или наставник подстраивается под интерес ученика, предлагая ему учебные инструменты.
Классик анскулинга психолог Питер Грей в своей книге "Свобода учиться" объясняет, что главная задача родителей и наставников – поддержать естественный познавательный интерес ребенка.
Американка Энн, мама шестерых дочек и автор популярного блога "Анскулинг по-нашему"говорит, что вместо постоянной проверки графиков и календарных планов она доверяет инстинктам своих детей. Ведь знания, которые ребенку действительно важны и добыты самостоятельно, останутся с ними навсегда – в отличие от тех, что получены для сдачи экзаменов.
Она отмечает, что самое сложное в анскулинге для нее – это находиться все время начеку, чтобы не пропустить интерес ребенка и подкрепить его познавательным опытом. Еще она все время боится упустить возможность показать какие-то интересные аспекты жизни и пласты знаний своим детям.
Согласно американским исследованиям, анскулеры, выбирающие продолжить образование в ВУЗах, по уровню знаний не отличаются от своих однокурсников.
В странах, где ежегодная аттестация необязательна, такой подход находит множество приверженцев.
В случае с регулярными аттестациями его реализовать сложнее, но тоже возможно.
Это обучение, план и наполнение которого выстраивают специально обученные люди (дистанционная школа), а темп усвоения задан групповой динамикой.
По сути, это просто более удобная школа, позволяющая учиться в удобное время, путешествовать, не тратить времени на поездки в школу, заниматься только основными предметами.
Тут все понятно из названия. Совмещаем любые формы очного и заочного обучения, чаще всего – дистанционное прохождение теории и очные семинары – получаем смешанное образование.
Позволяет выбрать свой темп, учебные материалы, наставников и глубину погружения в предметы.
Именно по этому пути сейчас развивается высшее образование в мире, так что многие родители выбирают такой подход для тренировки своих хоумскулеров-старшеклассников.
Как видите, каждая форма имеет свои сильные и слабые стороны. Они подходят в разное время разным семьям. Зачастую взрослеющие ученики кочуют из одной формы в другую.
А как же дела обстоят в Украине? Не так многообразно, но задорно и с выдумкой.
Семейного образования в действующем законодательстве не существует.
Семьи, которые утверждают, что реализуют семейное образование, на самом деле реализуют только какую-то его часть.
В новом законе об образовании присутствует такой пункт – но пока не прописаны пути его реализации, невозможно предположить, чем оно на практике окажется.
В нашей стране существует стандарт – это школьная программа, в которой для каждого предмета и класса прописано, что должен знать и уметь ученик. Такие стандарты существуют и в других странах, но соответствие им не везде проверяется так часто.
Аттестация хоумскулеров проходит именно по этому стандарту. То есть, индивидуализацию в сторону отмены отдельных предметов, перестановки блоков или замедления их освоения – реализовать не выйдет.
Но есть и радостная новость: стандарт имеет настолько базовые требования, что пытливым ученикам довольно просто его обогнать.
Итак, хоумскулинг по-украински выглядит следующим образом: дети учатся в семье, которая занимается только реализацией государственного стандарта, не имея права оспаривать его, но имея возможность дополнять и расширять.
В связи с этим анскулинг в Украине возможен только частичный. То есть, никто не проверит, читает ли мой ребенок учебник, обучаясь в семье.
Но если познавательный интерес ребенка не был сонаправлен государственной программе, это сразу станет видно аттестующей школе.
Таким образом, часто родители хоумскулеров, видя угасание мотивации у своих детей, дают им передохнуть, временно уходя в анскулинг и проектную деятельность без привязки к школьной программе – но в преддверии аттестаций они должны снова вернуться к более структурированному обучению.
Именно такой возможностью мы с дочерью воспользовались в пятом классе. Зная, что за четвертый класс она освоила программу пятого класса по языкам и математике процентов на семьдесят, но при этом довольно сильно выдохлась при подготовке к аттестации, я позволила ей анскулить в пятом классе.
Она много погружалась в историю, читала, занималась музыкой и другим творчеством, мастерила и гуляла – но у нее не было формального учебного плана.
Перед аттестациями она самостоятельно просматривала учебники. Если я видела у нее какие-то пробелы, подсказывала направление поиска и ресурсы для их восполнения.
По итогу, уровень знаний дочери не снизился, а интерес и силы познавать вернулись.
Еще одна мама хоумскулера-четвероклассника из Харькова,Дарья Рак (о ее опыте детальнее читайте здесь) придерживается анскулинга в качестве инструмента реабилитации после неудачного школьного опыта своего сына. Через полтора года такого подхода успеваемость сына возросла.
За счет отсутствия давления и подходящего их семье распорядка дня, мальчик перестал болеть.
Однако Дарья отмечает, что морально подготовить сына к необходимости 4 раза в год писать формальные контрольные работы – отдельный труд для нее.
Полноценно дистанционное обучение реализовано только в четырех частных школах Украины: это две киевские и две харьковские школы. Все остальные школы, предлагающие дистанционное обучение, на самом деле несут только аттестующую функцию.
В школах с дистанционным обучением ученикам предлагают календарный план, учебные материалы в виде онлайн-учебников и видео-уроков, скайп-консультации с учителями, промежуточные и аттестационные онлайн-тестирования. По сути, ребенок способен учиться самостоятельно, сидя за компьютером.
В школах с дистанционной аттестацией учеников не обучают, а только проверяют их уровень знаний. Контрольные школы нужно скачать с сайта такой школы, выполнить дома и прислать или привезти в школу на проверку. Кроме того нужно предоставить рабочие тетради и творческие работы.
Анскулерам подходит такая низкая вовлеченность школы в их жизнь, но не всем хоумскулерам ее достаточно.
Радостно, что количество обучающих, и аттестующих школ экспоненциально растет с каждым годом, тем самым формируя рынок и повышая качество услуг в своем сегменте.
Смешанное образование – это, пожалуй, наименее зарегулированная и наиболее гибкая форма, потому украинские родители используют ее столь же активно, как родители других стран.
Прометеус, EdEra, ВУМ и другие украинские проекты очень способствуют развитию смешанного образования в нашей стране.
Но все же, чтобы расширить набор доступных инструментов, стоит обратить внимание на овладение английским языком в мере достаточной для прохождения онлайн-курсов.
Много полезных проектов для младших школьников проходит на Code.org и Khan academy, а для подростков – на Coursera и edX и TED. Также периодически проходят проекты совместно с американскими и немецкими школьниками, для участия в которых достаточно свободного владения английским и доступа в интернет. О таких проектах можно узнать в онлайн-сообществах Дистанційна освіта в Україні, Київські хоумскулери и других.
Юридически семейное образование в данный момент реализуется через:
– дистанционную форму аттестации (описана выше),
– экстернат (аттестация очно в школе по всем основным предметам не реже 1 раза в год),
– или домашнее обучение (индивидуальный учебный план по согласованию с вашей местной школой).
Так как, согласно статье 59 закона "Об образовании" ответственность за обеспечение ребенка средним образованием лежит на родителях, игнорирование школы и полный анскулинг являются противозаконными.
В нашей стране часты случаи разбирательств таких родителей со службой по делам несовершеннолетних и прокуратурой. В случае выявления нарушений, родителям грозит лишение их родительских прав.
Только со мной по этому поводу консультировались четыре семьи.
Сколько таких случаев по всей Украине – неизвестно.
Подведем итоги. Вариантов сотрудничества с системой образования "экологичным" способом – множество. Нет нужды нарушать закон.
Стоит просто оформить ребенка в школу для аттестации любым удобным способом – на дистанционное обучение, экстернат или по индивидуальному графику – и тогда у каждой семьи откроется законная возможность организовывать индивидуальное качественное образование своему ребенку.
Справочные материалы:
Сборник нормативно-правовой базы по среднему образованию на сайте МОН
Госстандарты и учебные программы на сайте МОН
Рина Леон, соорганизатор "Освітнього експерименту"
Виктория Топол (записала), специально для УП.Жизнь