Образование Финляндии уже долгие годы считается одним из лучших в мире. Но самое интересное в том, что, по сути, финны ничего нового не придумали. Это все те же классические теории выдающихся педагогов: Пияже, Дьюи, Выготского, Штайнера, Монтессори, Корчака и других реформаторов школы. Финны просто набрались терпения, воплотили все это – и у них получилось.
Если широкими мазками, то в 70-е годы, когда финское общество было недовольно системой централизованного образования, в этой стране стали точечно открываться разные альтернативные школы. Всем это понравилось (кстати, Украину не напоминает?). И властям тоже. Тогда власти решили систематизировать альтернативу, и, изучив положительный опыт, дали школам полную свободу: и финансовую (50% бюджета идет от государства, 50% – от местных властей), и образовательную, ограничив лишь совсем уж рамочными нормами.
Скептики скажут, что эта страна децентрализирована географически, поэтому давать автономию школам было проще. Но еще хорошо, что финны умеют слушать друг друга и в диалоге решать проблемы.
Вот некая квинтэссенция нашего общения с финскими педагогами.
Украинская школа: У вас разве нет проблем с дисциплиной?
Финская школа: Конечно, есть!
– Так что ж вы делаете?
– Собираемся, беседуем и решаем.
– А хулиганы?
– Есть!
– Так что ж вы делаете?
– Собираемся, беседуем и решаем.
– А кто учиться не хочет – есть такие?
– Бывает!
– Так что ж вы делаете?
– Собираемся, беседуем и решаем.
Главное, на мой взгляд, чудо финнов в том, что они создали именно общественную систему либеральной школы. Ведь гораздо проще было бы открыть эксклюзивное учреждение, отобрать туда соответствующих детей и учить их по установленной схеме. А вот дать всем одинаково качественное образование – это уже из разряда чудес. Поэтому и потянулись сюда караваны образовательных туров со всего мира.
Второе чудо финнов в том, что они доказали: разгружая учеников, можно добиться лучших результатов. Финляндия с 2003 года занимает топовые позиции в международном рейтинге PISA. Это международный анализ знаний школьников из разных стран мира и умений применять их на практике. Проводится он раз в три года и проверяет четыре основных направления: чтение, математика, естественные науки и компьютерная грамотность. В 2018 году Украина впервые примет участие в этом рейтинге.
Так вот, то, что финны неустанно лидируют в мировом рейтинге, никак не вписывался в парадигму нашего образования. Хотя мы все вроде бы знакомы с нейропедагогикой (brain-based-learning), которая объясняет, как работает наш мозг, когда мы учимся и как надо учить, чтобы сделать его работу наиболее эффективной. Но у нас главным принципом все равно остается «без труда – не выловишь и рыбку из пруда». А вот финны уверены: «Дети должны оставаться детьми». Поэтому их школьники очень много гуляют и занимаются спортом – назначают даже дополнительные каникулы для катания на лыжах. Домашние задания есть, но они занимают мало времени, а экзамен за все время учебы в школе только один.
Детям доверяют, потому что считают их полноценными участниками процесса обучения, а не субъектами.
Методика в младшей школе построена на обучающей игре. В средних классах ребенок может сам, учитывая рекомендации учителя и родителей, выбирать предметы, которые он будет изучать. Поэтому школьники не загружены прессом неперспективных для них предметов. То, что дети сами выбирают предметы для учебы – это не бардак, а воспитание чувства ответственности за свои поступки. Финны просто сделали – и у них получилось!
Третье чудо финнов – это свобода и доверие. Свобода и автономия школ, доверие к учителям и детям. Инспекторов школ нет, они просто упразднили эту систему, а деньги отдали учителям. Нет аттестаций учителей, журналов, отчетов, планов и другой бумажной мишуры – есть система электронных журналов WILMA.
При этом статус педагога в обществе очень высок. Все учителя имеют степень магистра. Зарплата – от 3000 до 3800 евро. Это не очень много, учитывая уровень цен в стране, но преподаватели мотивированы не деньгами, а своим высоким социальным статусом. Быть учителем – это просто-напросто круто.
Детям доверяют, потому что считают их полноценными участниками процесса обучения, а не субъектами. Школьных форм нет, гаджеты не запрещают (хотя в младшей школе иногда просят сдавать перед занятиями), но часто они даже нужны на уроке.
Да, эти ценности нельзя взять и включить в одночасье. Они формируются поколениями. И в Финляндии они складывались исторически обоснованно.
Но здесь главное начать. И пережить переходный период неудач и разочарований, который был и у финнов. Нидерланды, например, не выдержали: три года они вводили финский опыт, а потом махнули рукой и вернулись в свою систему. Это вопрос силы веры: если мы действительно хотим подготовить наших детей к новой жизни, в которой они сами будут принимать решения каждый день, если мы верим в это, то надо не останавливаться. Ведь финны сделали это – и у них получилось!
Главный вопрос, с которым я приехала из Суоми: что мне теперь со всем этим делать? Ответ – делать! Эффективная реформа начинается снизу – доказано финнами! Поэтому каждый учитель, не дожидаясь инструкций, у себя на уроке может начинать проводить реформу украинского образования. Экспериментировать, используя передовой мировой опыт, наблюдать и анализировать.
Тем более, что многие уже давно это делают – в Украине довольно активно открываются и успешно работают альтернативные школы . Существует и Ассоциация альтернативных школ Украины.
Сегодня на рынок образования хлынула волна семинаров, мастер-классов и других образовательных проектов самого современного мирового контента. Только бери и пользуйся. Тем более, что сама система уже готова меняться. Есть реформа образования Украины 2018 года, программа «Нова українська школа», общественные дискуссии по изменению школьной программы и множество всего другого.
На стене у школы, где я работаю, написано «Освіта – не товар!» Каждый раз, когда я прохожу мимо, мне кажется, что это написал какой-то финский учитель. Не товар – а равные и доступные возможности для всех получить качественное образование. Доказано финнами.