Сегодня я хочу обсудить ту ситуацию, когда ребёнок при проигрыше впадает в истерику/агрессивное состояние, глубоко расстраивается и, как следствие, не хочет участвовать в играх, где присутствует элемент соревнования.
У такого поведения можеть быть несколько причин:
- детский эгоцентризм;
- неустойчивая самооценка;
- обидчивость (как черта характера, которую дети чаще всего перенимают от взрослых).
Следствие:
- неуверенность в своих силах;
- замкнутость;
- агрессивное поведение;
- деструктивное выражение чувств/злость.
Если ребёнок не умеет проигрывать, то важно научить его это делать. Да-да, именно НАУЧИТЬ. Показать ему, что проигрывать не страшно, не больно и даже нормально.
О том, как можно научить ребёнка проигрывать, я расскажу чуть ниже, а сейчас поделюсь базовыми рекомендациями для родителей, которые обращаются ко мне с подобным запросом:
Ребёнок должен чувствовать, что его любят несмотря ни на что. Он проиграл? Нет же, он стойко дошёл до конца, а не бросил игру на пол пути! Не сравнивайте ребёнка. Если и сравниваете, то только с НИМ САМИМ. Можно даже завести тетрадку и туда записывать его достижения в той или иной игре. Поднимайте ребёнку самооценку (если чувствуете, что она страдает. Играйте в «Хвасталки» (участники начинают вспоминать по очереди о своих достижениях за день/неделю/год или в какой-то одной сфере) и «Хвалилки» (игроки по очереди хвалят друг друга и объясняют, почему это для них важно). Совместные игры заканчивайте той игрой, где ребёнок может почувствовать себя победителем (позитивное закрепление). Разделяйте его чувства. Важно, чтобы вы могли «контейнировать» чувства ребёнка. Он орет, плачет, кричит, а вы стоите/сидите рядом, проговаривая ВСЛУХ причину этой реакции, успокаиваете его. На своём собственном примере показывайте – проиграть не страшно. Покажите, что вы тоже расстраиваетесь (немного) при проигрыше, грустно вздохните и скажите: «Ну ничего, повезёт в следующий раз»/«В следующий раз я буду внимательнее и точно выиграю».
В общем, таких рекомендаций у меня много и писать можно бесконечно, но хочется перейти уже к самому интересному – обучению ребёнка проигрывать, ДОСТОЙНО ПРОИГРЫВАТЬ.
Бесейду постройте так:
Слушай, а ты знаешь, что проиграть можно ДВАЖДЫ?? Да, представляешь, человек, который проиграл, проигрывает дважды, если после игры он кричит, топает ногами, плачет (покажите все это в суперутрированной и смешной форме). Как думаешь, какого цвета у него лицо в этот момент? КРАСНОЕ! Ха-ха-ха, а изо рта могут течь даже слюнию... фуууууууу (скорчите смешную рожицу). Видел/а когда-нибудь таких? Я да! Так себе зрелище, скажу тебе. Но я хочу рассказать тебе один секрет. Ты же умеешь хранить секреты? Знаешь ли ты, что проигравший может выглядеть очень красиво, так, что никто даже и не заметит его проигрыш? Для этого в конце игры ему просто нужно быть спокойным. Конечно, он не должен радоваться за другого, если ему не хочется, да и обниматься с победителем тоже. НО! Он может как джентельмен/настоящая леди протянуть руку и сухо сказать – «ПОЗДРАВЛЯЮ!». Как думаешь, красиво это будет выглядеть со стороны? Я думаю, да! Попробуем? У тебя получится!! Я уверен/а!
После такой беседы предложите ребёнку поиграть в те же крестики-нолики или камень-ножницы-бумага, где точно чередуются успехи и неудачи.
Сначала пусть выиграет РЕБЁНОК. Вы пожмёте ему руку и поблагодарите за игру. Можно два раза. А после – ВЫ.
Попросите его также поблагодарить/поздравить вас, как вы его.
Такая игра должна завершиться выигрышем ребёнка (как я уже говорила позитивное закрепление).
Вот вы и дали своему малышу план действий. Помогайте ему. Поддерживайте его! Хвалите, когда он справляется со своим эмоциями!
У вас все получится!.
А если нужна помощь, приходите на консультацию, я с радостью подскажу, что делать дальше (запись в ЛС).
Я, кстати, очень люблю использовать в таких случаях метод сказкотерапии – пишу под каждого ребёнка свою терапевтическую сказку, в которой мы находим внутренний ресурс, помогающий нам справиться с эмоциями во время проигрыша. Работает!
Приєднуйтесь до нашої сторінки і групи у Фейсбуці, спільнот у Viber та Telegram