Алеся Бывалькевич, психотерапевт, психосоматолог, нутрициолог, автор и ведущая психологических игр, руководитель проекта «Просто Здоров» (prostozdorov.by), руководитель Центра психосоматической терапии «Просто Здоров», мама троих детей, двое из которых – хоумскулеры.
Каждый вечер со старшей дочерью я делала уроки по английскому языку. Средняя дочь училась в первом классе. Пять лет назад была очень холодная зима, и я оставила детей на больничном дома. Месяц они не ходили в школу, а потом вышли и написали контрольные работы лучше, чем когда ходили в школу каждый день. Хотя я видела, как они готовились. В лучшем случае, по два часа в неделю – максимум.
До этого момента у меня, как у медика возникала масса вопросов по состоянию и здоровью детей. Видела, что они постоянно уставшие, измотаны, как белки в колесе. Вопрос о смене обучения витал в воздухе где-то полтора года. Но я, как мама с советским детством и стереотипами общества, спрашивала себя: «Как это, дети без школы?» Вопрос даже не в социализации, потому что каждый ребенок чем-то увлечен. Элличка – театрал, у нее своя социальная группа. Полина – спортивная гимнастка, с четырех лет по 5-6 дней в неделю на тренировках. У каждого хватает общения. Но оставался мой вопрос: «Как же они сами будут учиться, я ведь – не учитель?»
Тот месяц показал, что пора действовать. Сразу написала заявление в школе. Директор не знал, как это осуществить, и сказал: «Мы подумаем…» На что я ответила: «Вы не подумаете, а подпишите, потому что это мое законное право». Родителям, которые хотят поступить также, нужно проявляться и показывать, что вы знаете свои права как родителя и права ребенка на образование, регламентируемые законом Украины, т.к. многие руководители школы не знают, что делать с этим желанием даже с юридической точки зрения, не говоря уже об организации.
Я – человек, который управляет своим временем, работаю на себя, много езжу на семинары по Украине и за ее пределы. Теперь дети ездят со мной, смотрят страну и мир. Так мы живем уже 5 лет. Они адаптируются в любой социальной среде, в новом городе, с незнакомыми людьми, с детьми или взрослыми – неважно. Они были везде, где была я.
Поэтому для нас домашнее обучение раскрывает рамки жизни.
Отсутствие социализации? Нет!
Мои дети не боялись, скорее я притормаживала. Последний год спрашивала: «Если вы будете дома обучаться, как вам это?» Старшая говорила: «Какие проблемы? А в чем сложность?»
Нет. Мы решили уходить на домашнее и дистанционное обучение.
Дети на месяц забили на учебу, не делали ничего. Я понимала, что им надо как-то как выдохнуть после школьного режима, потому решила, что месяц на отдых дам. А через месяц они сами поняли, что начали тупеть.
Первые две недели мне было очень страшно. Проходила мимо комнаты и с трудом сдерживалась, чтобы не сказать: «Может откроем учебник математики?» Приходилось напоминать себе: «Алеся! Ты идешь дальше, а они сами к тебе придут». Так и случилось. Старшая взяла учебники, пришла ко мне и говорит: «Мам, ты что забыла, у нас контрольные?» Но я-то свою школу уже закончила.
Вот они сами решили, что им надо учиться, потому что ни один человек в мире не хочет быть дураком. Каждый хочет быть успешным, хочет что-то узнавать, а тем более дети. У них познание – это природная тяга, это в крови.
Ну в самом деле, мы же не рассказываем детям, когда сказать первое слово и встать на ноги, они сами решают. Ну и дедлайн в виде сдачи контрольных никто не отменял. Я сразу сказала детям:
«Не сможете самостоятельно учиться дома – вернетесь в школу. Мама за вас решать не будет. Договорились?». И да, мы договорились и договор действует до сих пор.
Помогаю в каких-то моментах. Моя задача – распечатать контрольные, отследить все даты, дедлайны, что должно быть подготовлено и как. Дальше старшая ищет и готовит все сама, а средней помогаю. Только если у самой не получается что-то решить, приходит и озвучивает проблему, просит помощи. А я уже получаю задачу, как решать – уроки по Skype, online-записи, новые учебники или репетитор. Например, у нас сейчас 5 и классы и с начала этого года у нас есть репетитор английского, а для старшей – и математики, со старшей также начали вместе учить немецкий язык.
То есть моя задача, как родителя, решить проблему, если она возникла.
Дети спокойно приходят и говорят мне: «Мам, этого я не нашла, помоги». Все.
Смотрю оценки и работы. Если много ошибок, прорабатываем их. Когда есть необходимость, нанимаем специалиста в помощь.
Дети сами. В расписание старшей вообще не вмешиваюсь. Ей 14 лет, распоряжается своим временем так, как я не смогла бы. Почему? Потому что понятия не имею, что сейчас ей лучше делать, что надо быстрее закрыть. Может сейчас хочется математику сделать, или немецкий, или физику. Поэтому уже три года не вмешиваюсь в распорядок дня старшей.
Она несет полную ответственность за себя.
А средней, которой 11 лет, помогаю. Раскладываем контрольные работы и спрашиваю: «Полиночка, ты делаешь сегодня вот это и это. Да? Или это, а параллельно из учебника выполнишь задание, да?» Сейчас она входит в период самостоятельной подготовки, ее согласие и готовность обязательны на каждом уровне.
6,5 лет, и он в этом году пойдет в первый класс. Но уже тоже учится, сам попросил Эллину, чтобы они играли в школу. Он – футболист, своя социальная группа. Но ему интересно заниматься и тоже достигать завершенных контрольных работ благодаря примеру сестер. Он, как девочки, дома, выполняет контрольные, домашние задания. Говорит, что не хочет в школу ходить, хотя понятия не имеет, что это, ведь даже в саду не был. А я вижу, что ему в школу нельзя. Он такой человек, который задает вопрос до тех пор, пока не получит понятный ответ. И я знаю, что редкий учитель не скажет ему корректно: «Стефан, давай после уроков разберемся, спроси меня и я отвечу».
Понимаю, что сейчас рождаются очень сильные личности. Дети вообще другие, а учителя не подготовлены к этому. Расскажу о реальной ситуации, которая случилась со средней дочерью.
Когда видела, что дети устали от школы, не допускала, чтобы они заболевали, и оставляла дома. Бывало, что неделю ходят в школу, неделю нет. Учительница звонит и говорит: «Алеся Игоревна, вы понимаете, что ваш ребенок – это моя ответственность?»
В этот момент остановила ее и сказала: «Мой ребенок, даже если он у вас в школе, ответственность моя на все 100%, и никто ее вам не передает».
Учитель сказала, что я единственная такое ей заявила. Когда пришла к Полине в школу спросить, как у ребенка дела, она и говорит: «Кошмар! Она так ужасно стала писать!» Смотрю на ребенка, она испугана, что учитель ругает, смотрит, как я отреагирую. А мне, честно, абсолютно все равно, как пишут. Может несознательная мама я, но уверенна, что почерк изменится в подростковом возрасте, потому не пишем прописи (тот же эффект от разукрашивания, кинетического песка и др). И спрашиваю учителя: «Проблема в чем?» Отвечает: «Ну это же некрасиво?» Но где это понятие, красиво-некрасиво, кто его определил? И тогда учительница выдохнула и сказала - ну если она захочет, пусть попишет буквы.
Абсолютно. У меня дети книгоманы. Старшая может прочитать 300-400 страниц за день, если книга нравится. Младший просыпается и сразу берет книгу про динозавров или драконов, и читает первым делом. Но при этом дочь не может нормально читать то, что задают по школьной программе. И я не могу это читать – неинтересно. Что дети учат по литературе в школе? То что надо! Кому? Почему не дать волю, не предложить варианты. Например, выучи стихи на память из творчества вот этого поэта или прочитай 10 произведений и расскажи, что понравилось. Если бы я не знала, как мой ребенок на самом деле любит читать другую литературу, а судила только по отношению к школьной, думала бы, что он не любит читать. Вот, что важно понимать родителям. Даже при уходе на дистанционное обучение, школа все равно вас будет пытаться на вас давить.
Да, минимальная программа есть, ведь мы сдаем контрольные работы по ней, так должно быть. В Фейсбуке ходит шутка, что мне – 43 года, и я все жду, когда мне понадобятся тангенсы-котангенсы. Когда ко мне Эля приходит и спрашивает: «Мама, тебе хоть раз это понадобилось?», честно отвечаю ей, что «Нет».
Самое главное в таком обучении то, что дети ищут ресурсы для изучения всех предметов самостоятельно. Им не нравится этот учебник, берут другой. Не нравится этот ресурс онлайн, берут другой. Они сами анализируют информацию и решают, какими источниками пользоваться.
Не вижу потребности в том объеме знаний, который стараются впихнуть в детей в школе. И меня беспокоит, что родители отдают детей в школу, кружки, развивалки в таком раннем возрасте. Здесь возникает вопрос здоровья, причем здоровья всей нации. Знаю женщину, которая отдала дочку в школу в пять лет только, потому что она высокая – «чтобы по росту не отличалась». И у ребенка возникают проблемы, ведь ей тяжело в окружении детей 6-7 лет, которые все делают уже быстрей.
Конечно, это право родителя попробовать, но у меня вопрос к школе: «Как взяли? Где психолог?» Он был обязан пояснить родителям, что этот возрастной разрыв и ментальный будет между его ребенком и его классом ВСЕГДА!
Для меня идеальная – это школа свободного пространства . Когда ты приходишь и получаешь доступ ко всему. Хочешь именно сейчас математикой заняться? Пожалуйста. Есть профильные кабинеты, градация по возрасту, какой-то минимум обязательных дисциплин, дедлайнов по сдаче. Но ребенок сам определяет, как ему готовиться. В моей семье сейчас такой подход работает.
При нынешней системе образования, даже дистанционной, бывают уникальные ситуации. Например, у нас возникла ситуация с преподавателем по истории. Он написал свой учебник, по которому дети учатся, и по нему надо сдавать работу. Я не против, однако надо было это сообщить. И моя Эля дала ответы на уровне «вопрос-ответ» без раскрытия темы, так как об этом не было речи. На что учитель прислал ей ответ: «Это профанация, не сделанная работа. Сделаю вам подарок к 8 марта – поставлю «6», но доделайте такие вопросы». Я считаю, что это – хамство со стороны учителя и оскорбление ребенка, но свое мнение не озвучила до тех пор, пока Эллина не прочла ответ учителя. После прочтения дочь, отказалась доделывать, осознавая, что получит «2». И я поддержала ее решение. При этом написала классному руководителю, что выполнение контрольной по «Истории Украины» - единственное, что мы задерживаем по причине несоответствующего нормам этического поведения учителя и попросила, чтобы ему это сообщили. Я не боюсь учителей и не учу этому детей, учителя – профессионалы своего дела и должны ими быть, но они не боги. Да, я проявила давление, и не скрываю этого. Потому что такой учитель должен понять, что он не прав. На данный момент учитель ждет ответов, которые Эллина готовит в удобном ей темпе. Надо отметить, что подобные ситуации на дистанционном образовании редкость и их можно решить. Это, пожалуй, важное преимущество, которым стоит пользоваться. Вступать в диалог при необходимости, общаться и тогда будет результат. В остальном с учителями у нас чудесные отношения в школе и они, правда, оказывают всю необходимую помощь, как классные руководители, руководство так и учителя-предметники. Любая ситуация - лишь повод решить ее.
Но родители должны быть готовы к подобному, даже при обучении онлайн.
Я с учителями не заискиваю, что вижу – то и говорю. Например, получили мы низкие оценки по математике.
Попросила прислать скан работы, потому что видела, как ребенок готовился. Оказалось, что оценки были занижены из-за того, что неправильно написано слово «параллелограмм». Написала письмо директору и сказала, что если подобное оценивание повторится еще раз, то дело пойдет в суд с максимальной публичной оглаской. Результат? Учитель математики, которая еще и завуч по воспитательной работе в школе, позвонила и сказала, что кроме этого были другие ошибки. Да, работа не на 12 балов. Но это был тот момент, когда учитель смешал все воедино и перешел границы собственной компетенции, как учитель.
Да, моя деятельность позволяет быть всегда рядом с детьми. И не представляю, получилось бы организовать домашнее обучение при другом графике. Доступность хотя бы одного родителя для ребенка при таком подходе должна быть. Дети должны быть при взрослых, а не предоставлены сами себе. Например, досуг организовать себе сами не могут, так как организовываю все я. И здесь уже финансовый момент. Например, старшая хочет пойти на фехтование, нашла мне телефоны таких школ, но звонить и договариваться буду я.
Нет, подходит всем. Но включенность родителя в свободную жизнь необходима.
Вы должны понимать, что родитель, работающий и обучающийся в системе, не примет вольнодумного ребенка. Поэтому такой формат обучения подойдет семье вольнодумцев, где родители не боятся учителей и директоров школ. Если родители или ученики не нравятся учителю и наоборот – до свидания. Школ много. Крайне важно, понимать, что речь идет о взаимном уважении, как родителями учителей, так и учителями родителей.
Меня приглашали работать психотерапевтом с детьми в одну очень успешную и дорогую школу. Сказала, что могу выделить 4 часа в неделю, час-два после уроков. Мне ответили: «Да вы что? Дети заняты все до 6 вечера, каждый день расписан». Понимаете, какой объём психотерапии в такой школе нужен, если ребенок каждый день с 8 утра и до 6 вечера занят. Причем неважно, чем занят – плаваньем или чем-то другим. У каждого человека должно быть свое свободное пространство. Иначе ребенок даже в самой крутой школе, как в тюрьме.
Что такое школа? Это объект закрытого типа, который существует фактически по тюремным правилам. Ты не можешь выйти из комнаты, когда тебе надо, сидишь от звонка до звонка. Кто-то решил, что и когда тебе важнее делать. Чтобы задать вопрос главному – учителю – должен поднять руку, если он разрешил. Так объясните мне, пожалуйста, чему мы учим детей? Существовать в закрытых помещениях?
Школа – это абсолютно отрезанный от реальности объект. Но не надо путать школу и школьную систему.
Школьная система – это просто перечень предметов и базовый уровень знаний по ним, которым должен обладать каждый человек. Но я – за то, чтобы детям позволяли выбирать, какой базис им нужен. В 15 лет ребенок может сказать, нравится ему физика или нет, хочет ли он изучать глубже. И должен быть инструмент, который позволит ребенку сказать: «Стоп, на этом уровне физики для меня достаточно». Должны быть и альтернативные методы изучения предметов. Например, если ребенку не нравится история, дайте возможность ему за весь год написать какой-то доклад, изучить ту тему, которая зацепит, заинтересуйте таким образом. Ведь чтобы выбрать эту тему, надо будет изучить разные моменты истории. Это применимо и к другим предметам.
Повторю, нельзя путать школу и школьную систему. Это важно! Мои дети в школьную систему входят, обучаются по ее программе. Но они подходят к системе так, как удобно им, в комфортном ритме. При этом изучают те же предметы и получают по ним оценки, что и среднестатистический ученик, который ходит в школу. Отличие лишь в том, что они не пребывают все время в закрытых учреждениях, где не нравится ни общий подход, ни психологическая атмосфера. Подобный подход с управлением и контролем за всем и всеми не предполагает условий для роста свободных личностей.
Наша школьная система внедрена в закрытые помещения, где дети изначально теряют волю, понятие «свободы» стирается с первого класса, если не раньше. А свобода – она внутри.
Прежде всего – это свобода выбора. И ты можешь прекрасно работать наемным сотрудником, но это будет твой свободный выбор, абсолютная свобода внутри.
Понимаете, иногда мы рождаемся в несвободных семьях, где буквально с рождения уже что-то должны – говорить, учить, делать. Вот я наблюдаю, как ребенка 2,5 лет ставят на ролики. Костная система еще мягкая, ее нельзя трогать, ведь если неправильно сформируются суставы, потом этого не исправить. Зачем это делать? У родителей начался какой-то период «собирательства В детей» - знать кучу языков, вышивать крестиком, делать оригами и знать иероглифы…Зачем?
Возможно, родители так хотят компенсировать то, что не дополучили сами?
Да, абсолютно. И опять мы приходим к тому же – отсутствие свободы. Если я решаю, что могу кого-то куда-то насильственно отвести, значит я стал тюремщиком. А до того, как стать тюремщиком, каждый из них был заключенным. Это такие неписанные правила психологического устройства мира.
Для нас домашнее обучение раскрывает рамки жизни.
Вот, что важно понимать родителям! Включенность родителя в свободную жизнь необходима. Даже при уходе на дистанционное обучение, школа все равно вас будет давить. Но родители должны быть готовы к подобному, даже при обучении онлайн.
Школа – это отрезанный от реальности объект. Но не надо путать школу и школьную систему. Школьная система – это просто перечень предметов и базовый уровень знаний по ним, которым должен обладать каждый человек. Но я – за то, чтобы детям позволяли выбирать, какой базис им нужен. Наша школьная система внедрена в закрытые помещения, где дети изначально теряют волю, понятие «свободы» стирается с первого класса, если не раньше. А свобода – она внутри.
Прежде всего – это свобода выбора. И ты можешь прекрасно работать наемном сотрудником, но это будет твой свободный выбор, абсолютная свобода внутри. Ни один человек в мире не хочет быть дураком. Каждый хочет быть успешным, хочет что-то узнавать, а тем более дети. У них познание – это природная тяга.
Моя задача как родителя, решить проблему, если она возникла. Ребенок сам определяет, как ему готовиться, ребенок несет полную ответственность за себя.
«Мой ребенок, даже если он у вас в школе, ответственность моя на все 100%, и никто ее вам не передает».
Включенность родителя в свободную жизнь необходима.