Почему критическое мышление важно развивать в сообществах, в чем польза устных историй и какие упражнения могут способствовать развитию мыслительных навыков? Об этом рассказали учительницы школ Белоцерковского и Вышгородского районов Киевской области Анастасия Рий и Мария Кимпинская. В июне он во второй раз прошел в Украинском католическом университете во Львове.
Сейчас мы живем в мире неопределенности. Раньше все было четко и понятно, поскольку детей с малых лет готовили стать винтиками в системе, работать за станками на фабрике и быть вежливыми гражданами. Будущее было прогнозируемым и постоянным.
Теперь же мы живем во время, когда после окончания университета не понятно совершенно нечего: будем ли мы безработными, или учителями, или фрилансерами, или будем работать на заводе.
Определиться помогает критическое мышление — именно поэтому его актуальность сегодня стоит так остро. Нам нужно уметь пользоваться собственным мышлением, чтобы выживать. Сама суть критического мышления — в том, чтобы уметь сомневаться, искать альтернативы, оценивать ситуацию с разных сторон.
Несмотря на очевидную для всех актуальность критического мышления, иногда проблематично воспитывать ребенка согласно его критериям. Сформировавшийся ребенок вроде как должен быть готов отвечать на вызовы современности, но часто мы забываем о своей подготовке. Иногда из-за собственных предубеждений, воспитания или культурного бэкграунда учителя учат детей критическому мышлению старыми советскими методами.
Критический метод преподавания — провести проблемный урок, применить интерактивные средства и всячески пытаться привлечь детей. Нужно понимать, что это может быть сложной задачей, ведь методы каждый раз должны меняться, а уроки — не повторяться.
Однако не так легко одномоментно отказаться от устаревших норм преподавания. Часто учитель сам не замечает, что пытается сформировать критическое мышление догматическими методами. Прежде чем воспитывать детей, нужно взглянуть на себя и ответить на вопрос, для чего мы это делаем. Если основная мотивация — отчитаться перед Министерством образования, то лучше пересмотреть свои взгляды.
Прежде всего, нужно отказаться от мысли о том, что учитель владеет уникальным доступом к информации. Сейчас огромное количество источников информации. Если учитель будет пытаться абсолютизировать свой авторитет и сам не будет верить в то, что он преподает, то ему перестанут доверять ученики.
Анастасия Рий и Мария Кимпинская учительствовали в сельских школах Белоцерковского и Вышгородского районов. У многих выпускников результаты ВНО были ниже среднего уровня. Поэтому они сосредоточивались как на образовательных заданиях, так и на упражнениях по критическому мышлению.
Работа выходила за пределы образовательной деятельности и почти всегда проходила во внеурочное время. Это способствовало коммуникации между учениками, потому что до этого дети не слишком активно общались между собой. Когда приходилось работать в группах, то они не знали, кто за что отвечает. Образовательный процесс нужно было организовывать на уровне общины.
Коммуникация началась с раскрашивания кабинета. Школьная аудитория, в которой проходило обучение, досталась общине школы Белоцерковского района без малейшего ремонта. Поэтому учителя совместно с родителями запустили коллективный проект — выбирали идею и искали финансирование для ремонта. Это показало всем вовлеченным лицам, что они могут делать что-то своими силами.
Командная работа способствовала тому, что дети начали задавать более глубокие вопросы себе и окружающим. Такие проекты побудили учеников задумываться, могут ли они повлиять на то, чтобы их жизнь стала лучше. Повлияли они и на родителей: если раньше те неохотно посещали родительские собрания, то затем начали понимать, что школа — это сообщество, это семья.
Внешкольная жизнь и проекты в рамках предметов тоже имеют большое значение для формирования навыков критического мышления. Учительницы смогли воплотить проект совместного обучения, в котором ученики старших классов помогали учиться младшим. Это привело к формированию определенных кластеров — сначала дети учились языкам и другим гуманитарным предметам, а потом освоили коллективное обучение и по точным наукам.
Дети постарше при обучении младших начинали понимать, что не только учителя могут транслировать знания. Вместо того чтобы просто ходить на уроки, ученики начали чувствовать ответственность за передачу знаний младшим коллегам.
Это было ценно и для учеников младших классов, ведь они начали понимать, что могут учиться друг от друга.
Одним из проектов по развитию критического мышления был образовательный проект, посвященный устной истории. Ученики Анастасии собирали истории о Голодоморе и записывали беседы с теми, кто его пережил. Дети начали понимать историю не просто как абстрактный предмет, а как вполне конкретные эпизоды из жизни.
Ученики Марии занимались локальными историями об изменениях местности. Вышгородский район, где расположена школа, был на территории строительства Киевской ГЭС. Как оказалось, многие местные не представляли, как строилась плотина. Однако ученикам все же удалось собрать факты об особенностях жизни людей в зоне затопления и написать работу для Малой академии наук.
Задача учителя — подталкивать к возникновению мировоззренческих вопросов, которые могут раскрываться в локальных историях. Во время их исследования в сознании детей стираются границы между уроком и жизнью, и они начинают жить учась.
Чтобы как можно лучше понять мотивацию для любого дела, можно каскадно разложить ее на пять составляющих. Каждая из составляющих должна отвечать на вопрос «почему». Такие опросники можно проводить как индивидуально, так и в группах. Результаты стоит сравнивать, чтобы понять общее настроение.
Вопросы «почему» мотивируют детей, дают им возможность лучше понять причину того, почему они что-то делают. Это позволяет детям анализировать собственные действия, а не только слова учителя. Ученики гораздо откровеннее отвечают на вопрос, когда не боятся, что их будут оценивать.
Такое упражнение можно использовать на любых предметах, поскольку оно касается именно мотивации, а не темы предметов.