Этим летом я повез своего старшего сына в летний лагерь в Калифорнию. Я хотел показать ему Кремниевую долину — на мой взгляд, это одно из тех «мест силы», которые нужно показывать детям, чтобы вдохновлять их и мотивировать. Пока он был в лагере, я успел посетить десяток лучших частных и государственных школ штата, из которого значимый процент школьников поступают в университеты, входящие в ТОР-100 мирового рейтинга. И мне хотелось бы отметить несколько моментов из практики американских коллег, на которые нам стоило бы обратить внимание:
Мир с каждым годом становится все более открытым, и состав школ сильно меняется — в одном классе учится все больше учеников из разных стран, дети разных вероисповеданий, рас и культур. Такое разнообразие помогает сформировать у школьников более правильную и приближенную к реальности модель мира. А также создать международную и изначально «диалоговую» среду, в которой ученик органично взаимодействует с теми, кто отличается от него по каким-то характеристикам. Так школьник привыкает слышать и формулировать «другое» мнение.
Одна из главных проблем любой системы образования — это персонал. Головная боль большинства российских школ — практически полное отсутствие целеориентированного современного менеджмента. У нас есть отличные педагоги, но совсем нет управленческого звена, хотя именно управленцы меняют старые подходы к образованию, внедряют современные форматы и ведут работу с педагогами. Менеджеры нужны, чтобы подталкивать учителей к развитию и формировать из преподавателей с различными жизненными философиями и установками слаженную команду, где у каждого есть собственная зона ответственности и все работают на единый результат.
Современные подходы позволяют детям с любым уровнем подготовки чувствовать себя комфортно в образовательной среде. Поэтому совершенно неправильно оценивать всех детей по одному строго регламентированному стандарту. Ребенка крайне неэффективно сравнивать с другими детьми — гораздо продуктивнее сравнивать его с ним же полугодичной давности и оценивать его личный прогресс в конкретных областях. Этот подход не демотивирует детей и помогает сделать так, чтобы школьные занятия были одинаково интересны детям с разной успеваемостью.
В Америке огромное количество времени уделяется развитию личности ребенка. Школы миксуют разные стандарты образования. Монтессори компонуется с IB, национальные стандарты с вальдорфской системой — и все это друг друга дополняет в решении задачи развития ребенка. Российская система сильна в фактологии, но у нас очень жесткий фокус на предметном обучении, и мы ставим перед школьниками и учителями совершенно несовременные цели. Все силы уходят на то, чтобы подготовить ребенка к ЕГЭ и сдаче экзаменов. Но ведь задача, стоящая перед образовательным заведением, существенно шире — это развитие личности, поиск зоны таланта, поиск увлечения ребенка и проектирование найденного в сторону возможного рынка, на который ребенок попадает через десяток лет.
Не принципиально, как будет выглядеть здание школы — в Америке 80% школ выглядят очень демократично с точки зрения организации пространства: никаких бассейнов или нового ремонта в них нет, и школы гордятся тем, что существуют по 30–50 лет. Главное для администрации — это чтобы школа органично реализовывала свою миссию. Каждая серьезная школа начинает с того, что формулирует миссию, видение, цели, и они обязательно публичны. И я настоятельно рекомендую не пропускать этот аспект при выборе школы, потому что для ребенка школа — это модель мира, и от выбора этого мира во многом будут зависеть ценности, которые он сформулирует.
Но не нужно думать, что у нас все совсем несовременно и что нужно срочно куда-то бежать. Сначала надо разобраться в том, «про что ребенок» и как ваша семья видит идеальную картину будущего ребенка, например, через 10–15 лет. И то и другое относится к новой для нас сфере, которая называется «образовательный консалтинг», и за ним можно обращаться к нам, в One! International School.