Osvitanova.com.ua

Многие из нас с грустью замечают, что современные дети с катастрофической скоростью утрачивают навыки общения. Чтобы хотя бы отчасти исправить сложившуюся ситуацию, предпринимаются попытки вернуть устную речь в школу. Например, появилось итоговое собеседование в 9 классе, которое, впрочем, только вскрыло масштабы проблемы. Интервью — один из способов приступить к ее решению, причем в той или иной форме этот прием может использоваться на любом уроке в любом классе.

Суть и виды приема интервью

По своему основному смыслу интервью — это беседа, в ходе которой один человек (интервьюер) задает вопросы, а второй отвечает на них. Обычно интервью берут у известных людей, и это уже само по себе диктует приему некоторые элементы игры, ведь знаменитостей обычно среди учеников и учителей нет, да и научить коммуникациям нужно всех, а не только знаменитых.

Прием интервью на уроке предполагает примерно то же самое: вопросы и ответы.

Формы приема интервью могут быть разные. Чаще всего используются три:

интервьюирование учителя по теме урока; интервьюирование учителя в роли персонажа; интервьюирование учениками друг друга в ходе ролевой игры.

Рассмотрим все эти формы.

Урок—интервью

Это одна из форм урока-конференции. Замысел создателей этого вида урока основан на том, что обычно ученики не чувствуют себя включенными в урок, так как учитель отвечает на вопросы, которых они не задавали (и которые их, возможно, не интересуют). А на таком уроке учитель отвечает именно на заданные вопросы.

В начале урока-интервью после этапа вызова учитель кратко излагает тему, умышленно не раскрывая ее полностью, а лишь намекая на некоторые сведения. Он может изложить тему очень конспективно или упустить несколько важных сведений. К примеру, рассказывая о каком-либо химическом элементе, не сообщить о том, в какие реакции он вступает.

Затем ребята индивидуально или в составе малых групп придумывают вопросы по теме. Можно регламентировать количество разных типов вопросов (например, 5 уточняющих и 2 открытых). Помощники учителя из числа сильных учеников (интервьюеры) собирают листы с вопросами и зачитывают их учителю, не повторяя одинаковые, или выводят изображение на интерактивную доску. Интервьюеры должны быть готовы исключить из списка бессмысленные вопросы и – главное – дополнить список другими важными вопросами, чтобы все аспекты темы были освещены. Если и интервьюеры забыли о чем-то спросить, указать нужный вопрос придется самому учителю.

Учитель помечает те вопросы, на которые он даст ответ (и затем отвечает на них). Указывает, на какие вопросы наука пока ответить не может или ответ пока не будет понятен школьникам (к этому можно будет вернуться позже). Остальные вопросы остаются детям на домашнюю самостоятельную работу. На следующем уроке принимаются ответы на них у самих школьников.

Еще значительнее эффект от такого урока будет в том случае, если была использована технология "Перевернутый класс" и дети получили на дом презентации учителя с кратким изложением темы, ссылки на интернет—ресурсы по теме или печатные материалы. Тогда у каждого ученика есть время осмыслить информацию и подготовить более глубокие вопросы, которые он может задать на уроке-интервью учителю. Виды вопросов и в этом случае можно регламентировать.

Учитель в роли

Второй способ применения интервью требует от учителя еще более тщательной подготовки. Ему предстоит сыграть роль какого-либо литературного героя, ученого, исторического деятеля, а может быть даже явления, понятия или вещества. Все зависит от фантазии учителя. Может, он готов дать интервью в образе фосфора, паука или цунами?

Желательно придумать какие-то детали костюма или реквизит, дополняющие образ. Хотя бы бейджик, если совсем ничего больше в голову не приходит.

В таком виде учитель отвечает на вопросы ребят о себе самом (Онегине, фразеологизме, экспоненте, Наполеоне...) Обычно игра вызывает воодушевление даже у старшеклассников, а дети с 1 по 7 класс бывают просто в восторге. Хотя это почти такой же урок (по своей сути), как и предыдущий.

Разница между ними с точки зрения подготовки невелика. По сути, она заключается только в том, что вопросы ребята должны готовить заранее. Если тема совершенно новая и незнакомая, на дом даются материалы для ознакомления. Старшеклассникам можно предложить найти информацию самим, если тема хотя бы отчасти понятна или уже частично изучена в более младших классах. Например, тема «Глюкоза». Да, пока не проходили, но все же понимают, о чем речь.

Решиться на такой урок-интервью может только учитель, блестяще знакомый с материалом, изучивший его доскональнейше. Но даже в этом случае можно услышать от детей вопрос, который взрослому просто в голову не придет. И окажется, что этого учитель не знает или не помнит. Или история об этом умалчивает. Или науке пока неизвестно. На этот случай в образе надо дать какой-то заготовленный ответ ("Это моя маленькая тайна", "Не лезьте в мою личную жизнь!", "Тссс, это только для посвященных" и т.п.), а потом объяснить ребятам, почему на вопрос невозможно было ответить.

Например, урок астрономии, тема «Солнце». Школьники заранее получили задание найти вопросы по этой теме (хотя не знали, что будет урок-интервью). Материалы не выдавались, информацию надо было найти самостоятельно в учебнике и сети интернет. Учительница пришла на урок в желтой мантии и короне в виде солнечных лучей, сообщила, что она Солнце, а у класса есть уникальная возможность задать вопросы светилу. Естественно, кто-то подготовил интересные вопросы, а кто-то схалтурил. Но тем, кто не потрудился, было обидно, что им не о чем спросить. В следующий раз они тоже постараются найти вопросы поинтереснее. Такой урок почти всегда дает мощный мотивирующий эффект.

В качестве домашнего задания можно предложить написать что-то вроде статьи с интервью (если забыли, что интервьюируемый отвечал, всегда можно заглянуть в учебник).

Главное при применении такой технологии — организовать непринужденный диалог. Если поначалу это не получается, учитель может сам начать рассказывать о себе, вовлекая детей: "Вот ты умеешь гореть в воде? Вот то-то же! А я умею!"

Ролевая игра

В этом случае формируется необходимое количество пар герой + корреспондент. Можно подбирать пары по желанию, а можно тянуть жребий. Использовать, допустим, разрезные картинки. Можно сразу сказать, кто герой, а кто интервьюер, а можно предложить паре самой распределить роли; можно дать подготовку на дом, а можно предложить подготовиться за 10 минут. Все зависит от возраста и уровня знаний детей, их конфликтности и т.п.

Что касается ролей для интервьюера и интервьюируемого, то здесь тоже полная свобода творчества. Интервьюировать можно Обломова, Штольца и Ольгу, а можно щелочноземельные металлы или, например, фрукты и овощи, которые могут рассказать, где они растут, когда поспевают и с чем их едят.

Оставшиеся без роли ребята — зрители и критики. Но не возбраняется дать одинаковые роли нескольким парам. 

Можно провести групповую игру. Класс делится на четыре части: герои, две соревнующиеся команды интервьюеров и жюри. Или группу жюри не устраивать, а пригласить старшеклассников судить игру. Соревнующиеся команды могут знать или не знать, кому им придется задавать вопросы. Один из «героев» выходит, и ему по очереди задают вопросы то от одной, то от другой команды. Выигрывает команда, придумавшая больше интересных вопросов.

Перед началом игры стоит напомнить, какие бывают вопросы, младшим детям можно написать на доске вопросительные слова. Оценить следует не только ответы, но и вопросы: насколько они "умные" — затрагивающие суть явления или персонажа. Желательно (а на уроке русского языка — обязательно) оценивать также речь, ее грамотность и выразительность.

Прием интервью в любой из этих форм повышает интерес к предмету (а значит — мотивацию) и помогает отточить умение ставить правильные вопросы и работать с информацией.

Об авторе: Сафонова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, стаж 19 лет.

Приєднуйтесь до нашої сторінки і групи у Фейсбуці, спільнот у Viber та Telegram

Поширити у соц. мережах: