С самого начала августа мы видим на билбордах и в витринах изображения детей с рюкзаками и цветами, весело шагающих в школу. Однако многие ученики и их родители не разделяют радости рекламных школьников. Это не значит, что всё безрадостно и беспросветно — ведь в школе старые и новые друзья, интересные занятия и кружки и много других нескучных занятий... Но…
Пожалуй, в сентябре это «но» выходит на первое место. И не важно, идет ли ребенок «первый раз в первый класс» или уже заканчивает школу, жизнь ставит перед учениками и их родителями новые проблемы, которые не всегда легко решить. В современном мире посещение школы для ребенка и его родителей — бег с препятствиями по пересеченной местности. Каждый год — новые стандарты и требования. Сегодня вся школа учится по учебнику Иванова, завтра по учебнику Петрова, а послезавтра только автор Сидоров признается достойным специалистом.
Даже на Западе, где школьные программы не претерпевают таких неупорядоченных скачков в разные стороны, специалисты признают, что все стороны, вовлеченные в учебный процесс, — учителя, родители и ученики — испытывают довольно высокий уровень стресса, связанный с началом учебного года.
Из чего складывается такой стресс?
Во-первых, это «первосентябрьский блюз» — печаль по поводу того, что каникулы прошли и начались «трудовые будни». Опять уроки, опять ранние сборы в школу, родительские собрания, секции, репетиторы и т. п. Тяжело от этого не только ученикам, но и родителям.
Дети, особенно ученики младших классов, далеко не всегда могут самостоятельно поддерживать темп работы. Мозг еще не созрел для того, чтобы концентрировать внимание долгое время на отдельных занятиях, особенно если они кажутся ребенку скучными и долгими. Так что родители несут всю ответственность на своих плечах. От этого не только загрустить, но и в панику впасть можно. Поэтому, наверное, даже уместно говорить о «первосентябрьской панике».
Во-вторых, многих посещает «первосентябрьская тревога». Как ребенок будет справляться, как в предстоящем году сложатся отношения с учителями и одноклассниками? Неизвестность нового учебного года вызывает беспокойство детей и родителей.
Даже в советские времена, когда программа была размеренной и учитывала необходимый баланс учебы и отдыха учащегося, всегда были дети, которым школьная жизнь давалась нелегко. А нынешняя программа требует от ребенка полной самоотдачи. Режим и темп расписания на неделю может быть крайне напряженным и даже на грани невыполнимого.
Дети и поют, и пляшут, и рисуют, и пишут еженедельные рефераты, и делают еще много чего. Казалось бы, разностороннее развитие, что может быть лучше? Но среди такого разнообразия общеразвивающих занятий на необходимые предметы остается не так уж много времени. Учителя так же «несутся» в запарке сквозь требования новой программы, не имея возможности уделить время отстающему ученику. Получается, «не понял — твои проблемы». Поэтому нередко в дополнение к школьным занятиям ребенок занимается еще и с репетитором.
Как школьная гонка сказывается на детях?
1. Переутомление и выгорание. Дети, особенно младшие школьники, которым приходится не только осваивать новые предметы, но и адаптироваться к новой жизни, не так выносливы, как думают составители школьных программ. Бдения над чистописанием до 2 часов ночи быстро истощают их физические ресурсы. Начинают страдать внимание и память. Но снижение темпа учебы грозит тем, что ребенок отстанет от школьной программы. Поэтому родители и учителя нередко надавливают на ребенка сильнее, требуя приложить еще больше усилий. Это часто приводит к тому, что ученик не просто теряет интерес к учебе, но и начинает испытывать к ней отвращение.
2. Школьная тревога. Нажим на школьника, постоянные упреки со стороны учителей и родителей, а также проблемы со одноклассниками могут вызвать у ребенка страх перед школой. Он может просто отказываться туда идти, устраивать утренние истерики, намеренно долго есть и одеваться. Может даже прогуливать уроки. А бывает, что у него развивается психогенная рвота или поднимается температура. И так каждый будний день. Зато в выходные и праздники школьник чудесным образом выздоравливает.
3. Депрессия. Да, у детей тоже бывает депрессия. Что поделать? Ребенок может почувствовать себя неспособным к новой жизни. У него что-то не получается, что-то вызывает смех одноклассников и порицание учителей. Даже если он очень-очень старается, не все проблемы он может решить сам. Самооценка падает, падает и настроение.
Переутомление, тревога, депрессия развиваются тогда, когда нервная система не получает возможности восстанавливаться после длительной умственной нагрузки. Особенно если к этому присоединяется груз отрицательных эмоций, или если речь идет о ребенке с диагнозом «синдром дефицита внимания». Конечно, родители не могут повлиять на интенсивность школьной программы, но они могут повлиять на то, как она будет распределена в жизни ребенка. Поэтому основной совет — сбалансировать режим учебы и отдыха для того, чтобы у ученика было время для восстановления сил.
Вообще, большинство рекомендаций родителям школьников банальны, но в запарке школьного года даже они упускаются из виду, отодвигаются на второй план. Ведь главное — чтобы успеваемость не упала и четверть была закончена хорошо. Однако стоит вернуться к основам.
1. Один из самых важных факторов, который помогает решить многие школьные проблемы, — полноценный сон. Ребенок 7–10 лет должен спать 10–11 часов.Исследования показывают, что недосыпающие дети учатся гораздо хуже, чем могли бы, имея адекватный отдых. Уставший ученик становится невнимательным, легко отвлекается, плохо запоминает материал. Ему требуется гораздо больше времени для усвоения знаний. Сон является частью хорошо организованного режима дня. Однако дети не могут сами себя эффективно организовать, и родителям необходимо приучать их к этому. Для детей важны ритуалы, связанные с распорядком дня, чтобы все вещи были на одном и том же месте и одно занятие привычно чередовалось с другим.
2. Но не только дела и обязанности должны чередоваться. Поучились — поиграли. Ребенку надо обязательно двигаться. И не только потому, что у детей должно быть веселое детство. Физическая активность хорошо снимает последствия стресса, помогает переключиться на темы, не связанные с уроками, и потом со свежей головой продолжить учебу.
3. Если вы видите, что ребенок, несмотря на все попытки снизить уровень стресса, не справляется с учебой, у него развивается депрессия и негативное отношение к школе, — подумайте о домашнем образовании. Дома будет гораздо легче создать гибкий график, планировать расписание, отводить больше времени на трудные для ребенка темы. Если вы ярый сторонник социализации, то походы в кружки и секции не возбраняются. А в более старших классах, когда ребенок привыкнет к учебе, он вполне может вернуться в школу и продолжить образование в детском коллективе.