Даша Малахова, актриса, основатель студии «Картата Потата» и детского кулинарного лагеря, общественный деятель, мама двоих сыновей, открывает «Общеобразовательную школу Claris Verbis». Мы узнали, почему Даша решила открывать свою школу, в чем главная идея и цель школы, кто и по какой методике будет обучать детей, и какую главную ошибку допускают родители, выбирая школу или систему обучения для ребенка.
Даша, почему вы решили открыть свою школу?
Потому что мне не хватает хорошей школы в Киеве, куда можно водить своих детей.
Матяш учился в очень хорошем классе киевского лицея «Поділ» №100, где его замечательная первая учительница создала такой микромир детства, который хотелось дальше развивать. Но когда Матяш перешел в среднюю школу, этот мир исчез. Мы надеялись, что он как-то воссоздатся, но этого не случилось. Это такое ленивое родительское отношение к образованию детей – всегда хочется думать, что вот-вот станет лучше, но лучше не стало.
Что именно не улучшилось?
Мой единственный критерий – счастье и комфорт ребенка, качество его жизни. Я могу отличить ребенка с зажженными глазами, когда ему в кайф идти в школу, от ребенка с потухшими глазами. Ребенок должен быть заражен школой. Матяш не был включен, ему было неинтересно. В этом самая большая проблема современных школ, где чаще всего ребенок виноват, и никогда взрослый.
Мы, родители, привозим ребенка в школу и говорим: «Ребят, вы должны его учить, а я заберу в 5 вечера». Это крайне удобно и безответственно. В школе понимают, что с ребенком надо просто посидеть какое-то время, а потому качественно улучшаться не надо. Школы переполнены, все хорошо. Преподаватель не будет хотеть большего просто потому, что «должен». И директор школы тоже. Человеческий мозг постоянно ищет наиболее простой путь – это естественно, мы так устроены.
Школа – это церковь. Школа – это вера. Вера в человека, прежде всего.
В его обучаемость, творчество, развитие. Например, у нас в лагере, начиная с 4 лет, дети работают большими кухонными металлическими ножами. Это – моя вера в ребят-аниматоров и их умение избежать чего-то неправильного. Это вера родителей в меня. Вера в детей, что они никому не навредят. Это такая история, которая и создает сгустки энергии, благодаря которым детям хочется быть здесь. И этого не хватает детям в обычной школе. Сильно не хватает.
Пример из жизни. «Картата Потата» вела проект в одной из классных школ Киева. Мы проводили занятия с преподавателем, рассказывали про нашу идеологию: «Мы относимся к детям на занятиях так же, как и ко взрослым. Они могут попробовать все – нырнуть обеими руками в муку и почувствовать ее, взять помидор, понюхать его и откусить. У нас никто не бросается едой, но свободен чувствовать ее. Это – наша политика, наша вера». Все рассказали, а потом я случайно слышу, как этот учитель во время урока говорит ребенку: «Не бери, ты это испортишь», «Я не разрешала это брать», «У тебя ничего не получится» … За секунду рушится все, что ты делал!
Толку от классной внешне школы, с новыми ремонтом и лабораторией, если она не заинтересовывает детей? Идея школы вообще должна быть настолько сильной, чтобы держала и учеников, преподавательский состав, и родительский.
В чем должна быть родительская ответственность?
Мы со всей ответственностью выбираем ребенку футболку, варим ему кашу, выбираем телефон, следим, что он читает или смотрит. А когда выбираем школу, включаем критерий типа ремонта, внешнего вида, наличия лаборатории… Думаю, родительская ответственность как раз в том, чтобы найти качественный проект для ребенка, где он будет развиваться, а родитель будет спокойным.
Не родительская ответственность ежедневно учить ребенка. Считаю, история, где родители являются преподавателями, неправильная, поскольку смещает роль родителя.
Мы как основатели должны помнить об этом всегда и развивать проект максимально хорошо, чтобы он был не привлекательным для родителей, а смысловым для семьи. Чтобы родитель понимал, почему водит именно к нам ребёнка, и становился нашим агентом. Это – осознанное обучение.
Как вы будете решать вопрос счастья ребенка в своей школе? В чем идея вашей школы?
Школа очень интересная структура. Для меня она работает так. В центре – сердце школы – идеолог, создатель. Он – главное. Часто родители думают, что главное – это ремонт, месторасположение, формат, но это не так.
От сердца отходят лучи в виде преподавателей. Они нуждаются в постоянной идеологической подпитке, отстаивают одну Big Idea, должны о чем-то одном мечтать и понимать, как развиваются внутри школы. А у каждого преподавателя уже идут лучики к каждому ученику.
Я верю в такую схему образования, где мы вместе несем общую идею, в которую сильно верим, и которой заражаем людей вокруг.
Мы проводили стратегические сессии, на которых вместе вывели такую концепцию нашей школы: «Это – школа, задача которой развивать ребенка, обучая его предметам академическим, и доказывая, что абсолютно все эти предметы применимы в реальной жизни». Мы должны слить воедино теоретические знания и практические, и создать того человека, который будет обладать критическим мышлением и другими навыками, необходимыми в современном мире. Но самое важное – быть счастливым, гуманным, верить в себя и в людей. Это – главная и основная идея для меня. И ею я, как идеолог и основатель школы, вдохновляю всех вокруг.
Мне очень важно из людей делать не свободных радикалов, а антиоксидантов. Этому и посвящен проект. И мне очень повезло с моими детьми. Думаю, на Матяша упадет огромная нагрузка, но он очень крутой человек. Он знает, если ты хочешь что-то сделать, и веришь в эту идею, это точно получится. Он счастливый обладатель дислексии, потому есть некоторые проблемные моменты в обучении, но для него жизнь прекрасна. И больше всего не хочется школой убивать эту веру человека в себя, в людей, и даже в систему. Если таких людей будет больше – у нас будет классное будущее.
Я думаю, что основная причина того, что многие сомневаются в возможности перемен в системе образования и других сферах в Украине, это то, что украинец перестал верить в самого себя.
Но как на практике вы будете это внедрять?
Я не очень хороший маркетолог и рекламист. Я – за настоящие вещи. Мы не придумываем лозунги и сказки, которые, возможно, нужны для коммерческой основы проекта. Мы не про это.
Мы про то, что нам нужно создать тех людей, коими мы не стали как взрослые. Сейчас я – личность творческая, развиваюсь, активная, обучалась в Великобритании, очень много путешествовала по всему миру. Но невзирая на все это, я ощущаю, что лет 20 жизни потеряла! Понимаю, что причина, по которой реально решила сделать школу, вот в чем.
Я посмотрела на ребенка, которому 12 лет, и подумала: «Какой же ерундой этот человек занимается в такой чудесный возраст». Возраст, когда у него голова открыта, как лейка, и можно заливать самую интересную информацию, а заливается какой-то ненужный треш, 80% бесполезной информации. А от того, как эта информация туда заливается, лейке хочется закрыться вообще. Не хочу тратить детское время зря. Если бы мы, взрослые, начали прокачивать себя тогда, когда надо было, какими же крутыми людьми бы мы были сейчас?!
Желание передать информацию в чистое сознание и есть преподавательство. И этот процесс мы выстроим так, чтоб достичь своей цели. Например, свои мастер-классы для детей мы всегда проводили, как для взрослых, никакой разницы. Потому что ребенок заслуживает такого же отношения, как взрослый. Мы равны. Но самое главное – мы только так умеем общаться.
Вы уже собрали преподавательский состав? Разработали методику обучения?
Мы везунчики, это надо сказать однозначно. И то, что делаем, к нам приходит очень легко. Если бы я не нашла ключевых преподавателей сразу, для меня идея такой школы стала бы огромной трагедией. Бывают вещи, которые не получаются, но в этом случае мне повезло.
Про преподавательский состав. Я считаю, что школьная реформа должна внутри себя прежде всего переучить преподавателей. Пожилые учителя не «не хотят», они не знают «как» делать по-другому. Вчера им говорили преподавать так, а сегодня – по-другому. Вчера вы были мусульманами, а завтра вам говорят идти в православную церковь. Так же с людьми не поступают! Есть определенные вопросы этики, которые преподаватель должен прожить, осознать. Это – не дело одного-двух тренингов в «Дворце Украина». Это – очень серьезный вопрос работы с умами преподавателей. Они же не глупые люди, иначе как бы обучили наших родителей? Образование, как объем знаний, в СССР было на очень высоком уровне, от этого никуда не деться.
Но потом случился сбой в системе – перестройка, которая заварила кашу в головах. Думаю, лет 30 назад огромной ошибкой было создать новую страну и не создать новую систему образования. Сейчас система выглядит «недоглянутою», эволюционирует как-то сама по себе. Глобально – это основная проблема современного образования.
Но в этой системе работает более 400 тысяч учителей! Разве можно их за год-два переучить?
А вы поднимали статистику, сколько было милиционеров старой закалки? Ведь была реформа, которая быстро все изменила – ходили толстые дядьки, а сейчас молодые хипстеры, которые умеют вежливо, по-человечески общаться.
Я думаю, что если приложить усилия правильно, то все возможно. Я думаю, что надо использовать какие-то кардинальные и системные методы, тогда невозможное становится возможным.
Это вопрос системы и теории маленьких шажков – все время что-то делаем, шаг за шагом. Я думаю, мы справимся.
Вернемся к методике обучения в вашей школе и преподавателям?
Нам повезло с преподавателями. У нас фантастический завуч в лице Инны Деминой – богиня образования, работала в «Афинах». Она разбирается в программе и методиках обучения, и выстраивает весь процесс в нашей школе. А самое главное – она понимает ребенка.
Но еще Инна – мой полноценный партнер. Мы создаем школу вместе. У меня есть идея и сильная вера в концепцию, идеологию и знание детской психологии, а у нее есть академический бекграунд и любовь к детям. Одно без другого невозможно.
В школе должен быть смысл. Очень легко составить программу, когда хочешь учить детей и знаешь, чему учить.
Мы запускаем только 7 класс. В классе – 12 детей. А в течение года в таком камерном формате разработаем программу для всех классов, найдем помещение, чтобы со следующего учебного года запустить уже полноценную школу.
Пока школа будет находится в студии «Картата Потата» на Днепровской набережной. Мы немного перестроим помещение, сделаем зоны, чтобы было ощущение школы. И часто будем делать выездные сессии. Даже микроавтобус свой планируем купить.
Предметы будут консолидированы, например, один предмет – химия, биология и физика. Этот подход – классический шлейф Инны – позволяет показать объем предметов, взаимосвязь их в реальной жизни. Английский будет вести американец, а второй учитель будет объяснять грамматику. Очень хочется ввести предмет украинознавство. Лично для меня это – самый главный предмет. Хочется преподнести Украину как один большой проект. Хочется влюбить людей в Украину. Геометрия, черчение, искусство, физкультура – тоже все будет.
Наша задача сейчас – взять год обучения по программе, но переставить все предметы так, как их будет удобнее воспринимать детям. К концу года дети будут знать все, что надо по программе Минобразования. Но способ подачи другой.
Что интересно о преподавателях. У нас будут и очень молодые, и очень пожилые люди, которые ушли на пенсию, но работать хотят и могут. И авторитет, который могут дать такие люди, очень важен для детей. У многих сейчас нет бабушек-дедушек, и надо создать этот микроклимат. Для кого-то такой человек станет тьютором, и в тьюторинг мы очень верим. Особенно в старшей школе, когда у детей появляется потребность в другом мнении, не родительском.
Для меня все это – абсолютно новый путь. Но я верю, во-первых, что главное – это управление. В Украине все проблемы от отсутствия системного управления. А во-вторых, мне кажется, мы сможем со всем справиться.
Вы сказали, что главная проблема и в школе, и в Украине в целом, с управлением. Что это значит?
Нет хороших управленцев. Управление – это система лучей, где в центре есть солнце, от которого отходят лучи к другим солнцам. Многие украинские школы пока не сияют, не лучезарят, а зажимаются и создают видимость бурной деятельности.
У нас в «Картате» есть правило – делай только те документы, с которыми реально работаешь. Никогда не делай лишнюю работу для видимости, но обязательно пропиши детально все, что происходит с тобой ежедневно, и что ты хочешь реализовывать. Вот и все. Чем ты проще – тем эффективнее. Чем понятнее все тебе самому, тем круче.
Управление в украинских реалиях – это руководство. Водить руками – вот что значит руководство. Руководить равно приказывать. Управлять проектом и людьми – это вдохновлять. В этом разница.
Как научиться вдохновлять?
Только заниматься тем, что любишь, и подавать пример. Все наши проекты сделаны с огромной любовью.
Вы будете получать лицензию Минобразования? Это – принципиально?
Это не принципиально, но мы любим, когда все легально. Но для нас принципиально, чтобы наш аттестат имел вес в мировой системе образования. И это возлагает на нас определенный уровень ответственности. Подаваться будем в июле.
О родителях. Многие родители ищут альтернативные школы, изначально соглашаются на новаторские методы и подходы, но на практике все равно проявляют сопротивление или непонимание. Вы готовы к этому?
Студии «Картата Потата» 10 лет, лагерю – 4 года. Мы делаем странные, необычные вещи, и единственные вопросы родителей: «Что вы делаете, что ребенок просыпается в 6 утра и в 8 уже хочет ехать в «Картату»?» А в конце лета главный вопрос: «Когда вы сделаете школу?» После лагеря дети не хотят идти в обычную школу.
Но некоторые родители приходили с абсолютным непониманием, чем мы занимаемся и за что они платят. Мы сразу говорим: «Вернем деньги, только не приходите. Наша задача – делать людей счастливыми. Вы не готовы к нашему счастью. Мы не можем сделать вас счастливыми».
Я думаю, что вопросов к нашей школе у родителей не должно возникать. А если возникнут, наверное, это будет вопрос ко мне – как я транслирую информацию о школе. Наши люди нас всегда найдут.
Как у вас получается быть такой спокойной?
Я не претендую на истину, или распространение своей точки зрения. Но я создаю проекты, в которым людям хорошо. Я не переживаю ни о чем. Знаю, что школа быстро наберется, потому что они знают и ценят наш обстоятельный и глубокий подход ко всему. Мы как лаборатория, которая хочет развивать ребенка.
Мы не умеем вести двойную игру. Я обратила внимание на то, что многие альтернативные школы ее ведут, и ты в нее не веришь. Например, в прошлом году из-за дислексии порекомендовали Вальдорфскую школу. Нам рассказывали, как мы должны быть открыты миру, еще кучу правильных вещей, а на собеседовании говорят: «Вы понимаете, что недостаточно хороши для нас?»
Подождите, так вы должны быть открыты миру, но сначала нужно пройти собеседование?
Сколько будет стоить обучение?
Наш месячный запрос – порядка 15 тыс. грн, и мы не можем упасть ниже, потому что работаем официально. Кажется, это средняя стоимость по Киеву.
Основная школьная программа будет с 8-30 до 15, включая обед у нас. После обеда включается вторая необязательная часть нашей школьной программы с предметами из жизни – быт и крафт, здоровье и человек, медиа и общение, этика и эстетика, психология, путешествия, современные технологии, экология, искусство и арт. Это – внеклассное обучение, интересные проекты, экскурсии. У нас есть, чем заняться детям.
Домашние задания будут, но в минимальном количестве. Только для того, чтобы ребенок научился работать самостоятельно.
Каковы инвестиции в запуск своей школы, даже если на один класс?
У нас не совсем стандартная история. Уже есть существующий проект, свое помещение, оборудованное под все требования школы. Запускайте 12 детей, и мы можем начинать обучение хоть завтра.
Но если этого нет, нужно помещение площадью не менее 250 квадратных метров – это минимум для школы одного класса, как у нас сейчас. Ремонт такого обойдется порядка 1 млн грн. Меньше не упадешь, если искать помещение и делать все с нуля.
Преподавательский состав надо собирать с лета, общаться, разрабатывать программу, напитывать человека, чтобы с сентября он напитывал детей. Средняя зарплата преподавателя – 200-300 грн в час.
Как вам ощущение, что вы берете на себя ответственность за жизнь и развитие ребенка, и то, каким он выйдет от вас через год?
Мне очень повезло. Я счастлива, что буду ежедневно встречаться с двенадцатью интереснейшими людьми.
Я очень рада, что за свою жизнь накопила ценностей в виде авторитета, сотрудников, коллег, доброго имени, и что этих детей ко мне приведут.
Ничего не делать – единственное, чего стоит бояться. А когда у тебя есть команда, навыки, цели – бояться нечего. Мы хорошо делаем свою работу. Мы верим в нее. И все получится! Это – очень естественно.