Начало урока – один из важнейших его моментов.
Организационный момент предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности. Именно этот этап урока и вызывает у педагогов наибольшие затруднения. Ведь каждый учитель стремится к быстрому включению обучающихся в работу.
Орг.момент требует творческого подхода, вариации различных приёмов, поиска своеобразной формы,
отвечающей содержанию каждого урока и собственного стиля педагогической деятельности.
Преподаватель дополняет реальную ситуацию фантастикой.
Вы можете переносить учебную ситуацию:
на фантастическую планету; перенести реального или литературного героя во времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, например глазами инопланетянина или древнего грека.Эпиграф – не украшение урока, а его органический элемент. Он тесно связан с идеей и содержанием урока. Его назначение – сжато передать основную мысль, натолкнуть ребят на понимание произведения.
Поэтому, просматривая множество высказываний, пословиц, цитат, выбираем то, что будет являться “смысловым ключом” к теме.
Например,
“Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи”. (А.Югов)
Во многих случаях эпиграф как «переходный мостик» к теме урока.
В качестве эпиграфа на уроках можно использовать цитаты из художественных произведений, работ научного или политического характера, публичных выступлений, а также пословицы и поговорки, крылатые выражения и афоризмы.
Можно использовать яркую и актуальную Инфографику. Демонстрируем ее учащимся и просим догадаться о теме урока/занятия.
Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным.
Последовательность применения данного приема такова:
– Самостоятельное решение
– Коллективная проверка результатов
– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
– Постановка цели урока.
Например,
У доски два ученика
Задание: запишите слова: горошек, ключик, чулочек, карандашик, веночек, кирпичик.
– Итак, вы выполнили задание? Что же вас удивило?
Учитель открывает образец с правильным написанием.
– Задание я дала одно, а выполнили вы его по-разному. Сколько мнений получилось?
– Почему же так вышло? Чего мы не знаем? (побуждение к формулировке проблемы)
– Значит, какая будет тема урока?
Учитель записывает тему на доске.
К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации.
Выход будет следующим:
если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд; оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.Например, так: “Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями — а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос… (звучит тема урока в вопросной форме). Затем потренируем мозги — порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное… (называется тема повторения)”.
Если есть техническая возможность, хорошей настройкой на урок будет короткая музыкальная композиция. Психологическая установка на урок.– Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым. – Какое у вас настроение? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи фишек разного цвета, которые лежат у вас на парте.
Красная фишка настроение отличное, зелёная хорошее, синяя так себе.
– Я тоже покажу вам своё настроение.
Игры легко подбираются по тематическому принципу для каждого раздела курса. Они являются удобной формой актуализации знаний.
– угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку;
– расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам;
– разгадывание загадок (в том числе и лингвистических);
– игры-задачи “Я задумала слово”, “Вопрос – ответ” и др.
Таким образом, яркое, необычное начало помогает сделать уроки русского языка и литературы интересными, а в преподавание этих предметов внести разнообразие.