Помните, что не только родители формируют и определяют многое в жизни ребёнка, но и учителя вносят свой вклад в будущее ребенка. Это не значит, что учитель предопределяет судьбу ребёнка, вовсе нет, но то, каким он был, какие были у них с ребёнком и с вами взаимоотношения, влияет на детскую учебную мотивацию, да и уверенность в себе тоже.
Поэтому очень важно, чтобы у вас был с классным руководителем, да и в целом с учителями школы НОРМАЛЬНЫЙ контакт.
✔️Не осуждайте действия и поступки учителя ПРИ ребёнке. Если вас сильно не устраивает то, как себя ведёт педагог по отношению к вашему ребёнку, то разбирайтесь на административном уровне, а лучше по возможности поменяйте школу (это рекомендация тем родителям, которые видят, что действия и отношение учителя к их ребёнку имеют разрушительные последствия).
✔️Будьте терпимее и относитесь с пониманием к классному руководителю своего ребёнка. Более того, ОБЪЯСНЯЙТЕ школьнику мотив поступка учителя. Мол, данное поведение учителя не направлено против ребёнка, просто даже взрослые могут нервничать и сердиться.
✔️Не бойтесь общаться с классным руководителем. Можете даже рассказать об индивидуальных особенностях вашего ребёнка. Хорошее общение родителей и учителя ещё никому не вредило.
Я с радостью могу сказать о том, что наконец-то общество пришло к осознанию того, что оценки – это ерунда. Знания (понимание), любознательность (желание дальше узнавать), старательность – вот это должно быть в приоритете. Ну и психологический комфорт ребёнка.
Ребёнку не могут нравиться одинаково сильно все предметы. У него есть свои задатки и соответственно предметы, которые даются легче (их как раз и интереснее учить). А какие-то предметы вызывают отвращение, непонимание и даже злость. И это ок.
И вообще, даже самый любознательный, внимательный и прилежный ученик может не справляться с заданием, «скатываться» назад. Да-да, примерно в 3-м классе дети могут откатиться назад и растерять все те навыки, которые приобрели за два предыдущих года обучения. Например, красиво писать. Или ребёнок может забыть весь иностранный алфавит, или пройденную таблицу умножения. И здесь важно не давить на ребёнка и не ругаться на него, а помочь ему вспомнить: «как быстро (тогда) он научился писать/считать/умножать». Поверить в него и помочь вновь освоить забытый навык.
Если говорить о возрастных особенностях детей и школьной системе обучения, то можно отметить, что часто дети 5-6-х классов (средней школы) теряют интерес к обучению и начинают хуже учиться.
С чем это может быть связано:
а) с процессом обучения (скучно, неинтересно, монотонно и не всегда понятно);
б) с тем, что количество предметов увеличилось, а с ним объем информации и домашнего задания;
в) со взрослением ребёнка.
На данном этапе тоже нужно поддержать ребёнка, не сравнивать ни с кем другим. Ребёнку важно чувствовать ваше стремление ему помочь. Возможно вам даже придётся вернуться к истокам «зоны ближайшего развития», когда из «ВМЕСТЕ» получается «САМ». Предложите что-то сделать вместе. Объясните ребёнку то, чего он не понимает, погуглите специальные техники обучения в интернете, в общем, будьте поддержкой, а не запугивающим и отчитывающим родителем.
Все мы хотим, чтобы дети делились с нами своими переживаниями и мыслями, но чаще всего наши попытки поговорить со школьником либо заканчиваются на однословном ответе про уроки, либо ребёнок игнорирует вопросы родителей.
Почему? Да потому что не нужно задавать эти автоматические и давящие вопросы: Что задали? Домашку сделал? Оценку исправил? Поел? Что поел?
Они раздражают и без того уставшего ученика, да и никакого эмоционального подтекста в них нет.
Вообще, устанавливать контакт с ребёнком нужно с ранних лет:
✔️выстраивать ему границы и соблюдать их;
✔️интересоваться его мнением;
✔️самим рассказывать, что у вас произошло за день (дети повторяют за ними и после вашего рассказа захотят поделиться своими впечатлениями);
✔️активно слушать;
✔️принимать эмоции и переживания ребёнка, не обесценивать их;
✔️всегда помнить и учитывать как индивидуальные особенности ребёнка, так и возрастные.
Я подготовила большую онлайн-программу для родителей «О чем молчит подросток». Там мы будем разбирать с участниками, каких ошибок в общении с детьми не стоит допускать, как правильно выстаивать взаимоотношения с ребёнком, как развивать самостоятельность и ответственность, также поговорим о том, что такое переходный возраст, сепарация и о многом другом.
Коммуникация, общение с одноклассниками, наличие друзей и подруг в классе – очень важный фактор для эмоционального комфорта ребёнка. Особенно в младших классах.
Дети меряют свою успешность или неуспешность по количеству друзей и поклонников. Им важно, чтобы в классе у них были друзья. Поэтому я рекомендую прокачивать коммуникативные навыки ребёнка ещё ДО школы и ВО ВРЕМЯ обучения.
✔️Играть в специальные игры (ролевые игры, например, где можно проигрывать гипотетические ситуации с ребёнком).
✔️Читать терапевтические сказки про дружбу, про то, как найти друзей, про то, какими качествами обладает настоящий друг и т. д.;
✔️Беседовать (рекомендую в игровой форме с дошкольниками и учениками младшей школы) на тему того, как можно познакомиться; как позвать ребят в игру; что делать, если ребята подружились, а ты ещё не успел/а и т. д. Такие игры-беседы позволяют проиграть все то, что происходит (или будет происходить) в его школьной жизни и понять, как правильно нужно в таких ситуациях действовать.
✔️Приглашать одноклассников в гости. Вы сами можете помочь своему ребёнку и создать условия, в которых он может пообщаться с несколькими одноклассниками на нейтральной территории. Такое общение чаще всего идёт на пользу школьнику.
Порой младшие школьники на консультациях говорят, что с началом учебного года их детство закончилось. Школьная нагрузка на ребёнка сравнима с полноценным рабочим днём взрослого человека.
Особенно сложно бывает младшим школьником из-за того, что их ведущая деятельность резко поменялась (с игровой на обучение) и из-за того, что они ещё НЕ УМЕЮТ УЧИТЬСЯ.
Помните я говорила о постоянстве? Что дети любят постоянство. Так подарите им его в виде РЕЖИМА.
✔️Утром просыпаемся в одно и то же время, завтракаем вместе (ребёнок может выбрать, чем он будет лакомиться). Утро не должно ассоциироваться с каторгой.
✔️Едем/идём в школу.
✔️Возвращаемся домой.
✔️Отдыхаем (никаких автоматических вопросов про уроки и другое), болтаем (см. пункт «Контакт с ребёнком»).
✔️В определённое время (которое вы вместе установите) делаете домашнее задание.
Выполнение домашней работы тоже может быть спокойным и не стрессовым процессом. Об этом и о многом другом (утренних подъемах, доверительных отношениях, мотивации, школьных страхах и т.д.) мы с коллегой рассказываем в онлайн-программе «Хочу в школу!».
Если ваш ребёнок отказывается ходить в школу, бастует, то ПОГОВОРИТЕ С НИМ (но прежде разберитесь в причинах. Об этом я пишу ниже).
Выслушайте его, примите все его эмоции: «Да, я понимаю, что тебе сложно, но ведь в твоей школе есть плюсы (перечислите их), давай дадим ей шанс? Походим в неё ещё (называете чётко отрезок времени) и после будем думать, как же нам поступить».
Когда ребёнок отказывается ходить в школу, важно понять ПРИЧИНЫ отказа.
Это может быть:
- реально неэкологичный коллектив;
- слишком сильная нагрузка на ребенка, с которой он просто не справляется;
- изменения в семье, которые сильно сказались на ребёнке.
Причины могут быть разными, важно в них разобраться (можно самостоятельно, можно с помощью специалиста) и устранить их.
Ведь чем старше ребёнок, тем сложнее ему будет «входить» в новый для него, но уже устоявшийся коллектив. Важно помнить об этом, как и о том, что лучшая школа та, где уважают детей, умеют их учить, мотивируют их и из которой ребёнок не возвращается измученным и удрученным.
Тема «Ребенок и школа» всегда актуальна для детских психологов, и нам есть что рассказать родителям, поэтому, если вы видите, что ваш школьник не справляется, что ему трудно или он вовсе не хочет ходить в школу, пишите мне.
Приєднуйтесь до нашої сторінки і групи у Фейсбуці, спільнот у Viber та Telegram